Строгановское предупреждение: наследница дворянского рода против продажи памятника
Конюшенное ведомство, пришедшее в крайнее запустение в последние годы, сегодня интересует зарубежную знать больше, чем местных градозащитников.
Казалось бы, в Париже и своих проблем хватает. Нотр-Дам, разве, отремонтировали после грандиозного пожара? Тем не менее даже в столице Франции следят за потрясающей своей нелогичностью историей бывших Главных императорских конюшен в Санкт-Петербурге. Последняя представительница знаменитого рода землевладельцев и промышленников Строгановых баронесса Элен де Людингаузен беспокоится о дальнейшей судьбе петербургского Конюшенного ведомства. Баронесса обратилась через своего представителя Виктора Желтова в Федеральную антимонопольную службу. Ее смутил тот факт, что Смольный планирует найти историческому зданию арендатора в рамках программы «Рубль за метр» через аукцион, в условиях которого могут быть допущены серьезные нарушения. Баронесса хочет, чтобы торги не проводились, пока ведомство не рассмотрит жалобу и не даст по ней официального ответа.
Построенное еще при Петре I ведомство каждый век проходило реконструкцию. Но очередным работам, призванным не дать историческому объекту развалиться, так и не суждено начаться. Несколько лет назад градозащитники отбили его у инвестора, готового вложить деньги в «главные руины центра» и обустроить здесь отель. А ведь это решение лишило памятник архитектуры шанса жить, а не доживать. Смольный отправил объект культурного наследия федерального значения на консервацию, где оно продолжало разрушаться еще несколько лет.
Сейчас в Петербурге разворачивается очередной этап борьбы за спасение трехсотлетнего комплекса зданий: его выставят на аукционе по программе «Рубль за метр». Суть программы в том, что на торги выставляются объекты культурного наследия на грани разрушения. Инвестор обязуется восстановить памятник, в результате чего город отдает ему его в долгосрочную аренду на 49 лет по цене 1 рубль за квадратный метр. Вот только в отличие от федеральной программы, где такая арендная ставка применяется с момента подписания договора, в Петербурге инвестор будет платить по рублю за метр лишь после полного восстановления объекта. При этом в проекте договора аренды, как правило, содержится дюжина условий, по которым Смольный имеет право отобрать здание у арендатора без обращения в суд.
- Очень жалею, что я этим занимался, и постараюсь больше никогда не иметь с этим дело, — рассказал владелец УК «Теорема» Игорь Водопьянов, который по этой программе работал с Александровскими воротами Охтинского порохового завода. — Проблема в позиции государственной инспекции по охране памятников и вообще в законодательстве по охране памятников. Это даже не вина господина Макарова (председатель КГИОП Сергей Макаров — прим. ред.) — он действует в рамках законодательства, которое безумное абсолютно в нашем городе. У нас в городе очень развито движение градозащитников. А у градозащитников философия простая — не трогайте ничего, пусть оно сгниет и рухнет. Поэтому я очень сочувствую тому, кто займется Конюшенным ведомством. Он потеряет очень много денег.
На фоне подобных высказываний опасения Элен де Людингаузен выглядят первым тревожным звоночком.