Историческая архитектура Петербурга вновь под ударом
Архитектурные дрязги в Санкт-Петербурге не теряют актуальности круглый год. Заставляя девелоперов отказываться от дорогостоящих проектов под весьма надуманными предлогами, активисты выдают весьма резонные прогнозы.
Очередным эпицентром скандала стал парк Академика Сахарова. Госстройнадзор в конце года выдал разрешение на строительство многофункционального комплекса, в декабре был заключён госконтракт почти на 2 млрд рублей. Но местным жителям спортшкола не нужна, островок зелени под боком им важнее. Под петицией против застройки подписались 2,5 тысячи петербуржцев.
– Помимо прочего, спортивные объекты хотят построить рядом с местом обитания белок и сов, - приводит свои доводы в пользу сохранения парка активист Нина Серова. - Это ставит под угрозу жизнь этих живых существ. Пугает и то, что по проекту четверть парка может превратиться в автостоянку. Почему бы не отреставрировать старое пустующее здание? Их ведь в городе десятки!
Белки и совы в этот момент должны радостно выдохнуть, ведь дамоклов меч, нависший над их хвостами, умелая рука защитников живой природы отвела в сторону. Сложно не согласиться со словами «паркозащитницы»: в Санкт-Петербурге действительно хватает старых домов и крупных исторических ансамблей, которые то горят, то осыпаются на головы прохожим. Предложение делать спортшколы в них, оставляя горожанам возможность ежедневно подкармливать белок в соседнем парке, выглядит как разумный компромисс. Но есть один нюанс: в большинстве случаев ремонт заброшенных домов гораздо дороже, чем возведение нового с нуля. И выбор бизнеса очевиден, особенно в условиях, когда никаких преференций от городских властей он добиться не в состоянии. Эксперты прямо говорят: «Расходов много, контроль со стороны Смольного особенно тщательный. Для того чтобы элементарно начать реставрацию, нужно пройти через множественные согласования. Вместе с ними процесс тормозят и судебные иски от активистов-градозащитников. Всё это приводит к тому, что здания подолгу стоят бесхозными, а это ещё больше ухудшает их состояние».
За примерами далеко ходить не надо: посреди города неподъемным грузом высится Конюшенное ведомство, много лет пребывающее в плачевном состоянии. Не один инвестор предлагал восстановить федеральный памятник, и использовать на благо горожан. Здесь хотели сделать и общественное пространство, и музей, и апарт-отель. Но городская администрация в итоге прислушалась к протестующим градозащитникам, уверяющим всех вокруг, что бизнесмены просто снесут городу историческое лицо. Историческое лицо продолжает пребывать на законном месте. Чтобы оно не так пугало прохожих, власти завесили его баннерами, но там, где есть возможность вглядеться получше (со стороны реки Мойки), видно, что подобное решение далеко не в лучшую сторону сказалось на объекте культурного наследия федерального значения.
Что уж говорить про те объекты, которые закон и не собирается охранять. Они уверенно приходят в негодность, так как бюджету города не осилить их реставрацию, а бизнесмены не видят никакого смысла с такими связываться. В петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры признают, что в городе не хватает поддержки в виде налоговых льгот для собственников и инвесторов. То ли дело Москва, где эффективно действует программа, по которой памятники передаются в льготную аренду по ставке один рубль за один квадратный метр в год на 49 лет. Инвестор по условиям такого договора восстанавливает здания за свой счёт. Если бы такая практика активно развивалась в Северной столице, то и парки бы не пытались застроить, лишив места обитания сов и белок, и исторические объекты приобретали на берегах Невы вторую молодость.