Эксперт Бражко путается в показаниях по поводу школьного питания
Очередное массовое отравление школьников в Красноярском крае заставило регионы снова поднять вопрос о переменах организации питания в детских учебных заведениях.
Президентский закон о бесплатных горячих завтраках для учеников младших классов перевернул систему питания с ног на голову, обнажив застарелые проблемы. Выяснилось, что далеко не каждая школа может достойно организовать точку по приготовлению пищи, а сторонние операторы питания, работающие по договору аутсорсинга, не всегда готовы исполнять взятые обязательства на 100 %.
Ситуацию решил прокомментировать руководитель федерального движения «За честные продукты» Александр Бражко. «Формально, по статистике, случаи отравления школьников в нашей стране единичны. Но мы знаем, что буквально каждый день хоть одному школьнику после завтрака или обеда становится плохо. Ситуацию с питанием нужно менять принципиально, ставить ее под общественный контроль», – заявил эксперт в середине марта.
Бражко упомянул, что в законе об образовании с 1 сентября исчезло слово аутсорсинг, правда, эксперт не смог объяснить, почему же фактически он продолжает вполне успешно существовать на практике в разных регионах – Башкирии, Волгограде, Москве, частично в Пензе.
По мнению специалистов сферы, Александр Бражко не совсем понимает, как же работает аутсорсинг на практике: эксперт делает заявления о том, что выигрывает тот оператор, который предложит самую низкую цену за продукты. Тем временем при нормальных условиях торги выигрывают операторы, имеющие собственные мощности для полноценного оказания услуги. Это связано сразу с несколькими факторами. Во-первых, при организации процессов от А до Я одним юридическим лицом гораздо проще отслеживать качество. Во-вторых, единый оператор питания помогает уравнять учеников в правах: школьники образовательных учреждений с разными материальными базами имеют возможность получать одинаково качественную еду. Другой вопрос, что аутсорсеры аутсорсерам рознь.
Также Бражко упомянул про идею превращения школьных столовых в рестораны, но некоторые эксперты в области питания сошлись на том, что их коллега пытается снова изобрести велосипед. В том же столичном регионе уже несколько лет работает проект «Мой школьный ресторан».
За счет аутсорсеров, которыми становятся крупные проверенные пищевые комбинаты столицы, общепиты превращают в молодежные пространства с оригинальным дизайном, новой мебелью, инвентарем и, конечно, с обновленным меню. Сейчас в рационе школьников можно найти множество современных блюд, например, салат «Цезарь», пасту «Болоньезе», фахитос, венские вафли или цитрусовый «Мохито». Рецептура позиций переработана технологами комбинатов и врачами-диетологами, а их приготовление адаптировано под стандарты школьного питания.
К сожалению, многие идеи Бражко на сегодняшний день можно назвать утопичными. Технически создать школьные рестораны такими, какими их видит Бражко, в наших реалиях фактически невозможно – слишком сильно отставание регионов от общепризнанных лидеров. Заметна и пропасть материальных баз школ разных субъектов страны, города и деревни.
Можно сделать вывод, что организация общепита с профессиональной кухней в каждой школе – дело затратное. Значительно дешевле создать централизованную систему питания, при которой все процессы происходят в одном месте. При таком раскладе надзорным органам проще контролировать качество производимой продукции, а детям всех школ получать примерно одинаковые возможности и единое меню.