Организация детского питания в регионах: фальсификат и картельные сговоры
Несовершенства организации школьного и дошкольного питания в регионах в первую очередь отражаются на здоровье детей. Однако пока выбрать верный курс для улучшения ситуации могут далеко не во всех регионах страны.
Снижения поставок фальсификата в школы и детсады Крыма с 2016 года удалось снизить с 70 % до 22 %. О такой статистике в начале марта заявил председатель регионального движения «Объединение потребителей России» в Республике Крым Олег Егоров. По его словам, это стало реально благодаря объединению сил общественного контроля и Россельхознадзора.
«На сегодняшний день у нас ситуация на очень хорошем уровне: благодаря этому взаимодействию мы добились снижения фальсификата в разы. Сейчас в образовательных учреждениях фальсификат встречается в 2-3 % случаев, это редкость», – подчеркнул Егоров. Также эксперт добавил, что на рынок удалось вернуть крымских производителей, которые ранее просто не имели возможности участвовать в торгах из-за искусственно созданных конкурсных ограничений – работать себе в убыток компании с качественными товарами не желали.
В целом фальсификация продуктов питания для детского потребления не является новостью для регионов. Ежедневно в разных частях страны происходят отравления школьников и детсадовцев. Также СМИ постоянно фиксируют новости о проведении прокурорских и других надзорных рейдов, выявляющих множественные нарушения организации питания на школьных и дошкольных общепитах. В марте прокуратура Ленинградской области обнаружила нарушения, касающиеся подложных сертификатов качества продуктов детского питания. Потенциально опасные товары для двух районных школ поставлял индивидуальный предприниматель. Сейчас в отношении поставщика возбуждено уголовное дело.
Кстати, проблемы с детским питанием в Петербурге и Ленобласти возникают постоянно. Некоторые специалисты уверены, что основной причиной поступления некачественных продуктов в школы и детсады являются недобросовестные операторы, вступившие на рынке в картельные сговоры ради личной выгоды. Из-за отсутствия честной конкуренции некоторые фирмы позволяют себе игнорировать санитарные и прочие нормы, что приводит к тяжелым последствиям. Только в Северной столице за последние два года было зарегистрировано более сотни случаев отравления детей – в большинстве ситуаций за питание в образовательных учреждениях несли ответственность именно участники картельных групп.
В Москве для предотвращения подобных ситуаций уже более 8 лет функционируют группы выездного мониторинга. Ее специалисты проводят обязательную предварительную проверку документации потенциальных операторов детского питания: выездной мониторинг по месту фактического производства даже не состоится, если бумаги вызовут подозрения подлинности. Так, в феврале текущего года уже было произведено порядка восьми выездных мониторингов, два из которых – на предприятия молочной промышленности.
Теме детского здорового питания власти столицы уделяют особое внимание. В школьных и дошкольных учреждениях за эту сферу отвечают крупные профильные комбинаты, работающие по договору аутсорсинга. Выбор в пользу комбинатов питания был отдан не только из-за разнообразия меню, но и по соображениям безопасности. На подобных предприятиях есть необходимые мощности для контроля качества продукции.
«Когда еду готовят на комбинатах школьного питания, где есть своя микробиологическая лаборатория, соблюдаются все профессиональные стандарты, вероятность случайной выдачи некачественной пищи минимальна», – рассказал председатель комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. Также за качеством блюд пристально следят надзорные органы и родительская общественность.
К сожалению, многие регионы еще слишком далеки от централизации системы детского питания и контроля за его процессами, согласно опыту московских коллег. Причин для этого множество. Основными можно назвать недофинансированность сегмента школьного и дошкольного питания, безынициативность и попустительство местных властей, а также махинации недобросовестных участников рынка для личного обогащения.