Уникальные русские речные ковчеги. Беляны.

Немногие, наверное, знают, что по русской реке Волге еще каких-нибудь сто лет назад плавали суда, по своему водоизмещению превосходящие крейсер «Аврора», причем строились они… из дерева!

Уникальные русские речные ковчеги.  Беляны.

Назывались они белянами и вошли в историю отечественного кораблестроения как самые уникальные речные суда на свете.

Прежде всего, говоря о белянах, следует отметить, что они были очень велики, во всяком случае, для речных судов. Сохранились сведения, что существовали беляны длиной до ста метров, а высота борта у них достигала шести метров!

Уникальные русские речные ковчеги.  Беляны.

Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.

Уникальные русские речные ковчеги.  Беляны.

Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля – лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.

Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз – «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру.

Уникальные русские речные ковчеги.  Беляны.

При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!

Бревенчатая кладь в корпусе беляны тоже не была сплошной, а состояла из пролетов с отверстиями для проветривания. Поэтому в старину о размерах беляны судили по числу пролетов на ней и были беляны о трех, четырех пролетах и так далее.

«Казенки», палуба и помпы

Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок, и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов.

А вот ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки – «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посередине, в которой находился лоцман. При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото».

Хотя судно это и было сугубо функциональным, беляны, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!

Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших – от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так, чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.

Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее, даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.

Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж – абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!

История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму беляну, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!

А теперь посудите сами, насколько творческими и смекалистыми были наши далекие предки, сумевшие создать столь огромные и грузоподъемные речные суда, представлявшие собой практически безотходное транспортное средство на один сезон.

Крамола.инфо

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Немецкий автозавод Diepersdorf Plastic Manufacturing объявил о банкротстве
Что вражеские интернет-ресурсы пишут о положении дел на фронтах
В Петербурге полиция спасла школьника, прыгнувшего с Яхтенного моста
Суд приговорил к 11 годам колонии-поселения сына экс-начальника полиции Краснодара
Экс-замглавы транспортного СК грозит 15 лет за драгоценности и взятку
Блогер, покусавшая сотрудников полиции, осуждена на 2 года 7 месяцев
"Крупнейшая" (по нынешним временам) сумма взятки зафиксирована в Улан-Удэ
В Питере мужчина придушил жену и заявил детям, что «мамы больше нет»
Фигурантов по делу об убийстве байкера в Люблино отправили в колонию
Врачи диагностировали фотоофтальмию у 33 человек в Абакане
Двое молодых людей проникли в тоннель на станции «Марксистская»
В Киеве пропал начальник отделения полиции вместе с арестованными деньгами
Оппозиционер И. Рогов признался, что долгое время якобы работал на ФСБ
Рецидивиста из МВД осудили за махинации на службе в зоне СВО
В ХМАО дед-рыбак влип на колоссальный штраф из-за выловленной рыбы
В Дагестане завершили расследование убийства инспектора ДПС
В зоне СВО погиб бывший подмосковный милиционер Яков Ханукаев
Бывший полицейский убил «Миссис Бурятия 2024» С. Буинову ради денег
В Кингисеппском районе женщина подозревается в оправдании терроризма
Акцизы на бензин и дизель в России вырастут с 1 января 2026 года
Житель Москвы задержан ФСБ по делу о государственной измене
Наркотики в ассортименте: в Бологом полицейские задержали пару наркозакладчиков
В Минусинске сотрудника ГАИ осудят за любовь погонять в пьяном угаре
Сырский сегодня доложил Зеленскому о ситуации в Покровской воронке
В Киеве надвигается техногенная катастрофа на фоне приближения холодов
Девушка сбила двух пенсионеров на переходе в Сакском районе Крыма
Международные провокаторы из-за рубежа хотят пошатнуть единство России
В Сургуте возбуждено уголовное дело по факту гибели людей в результате пожара
Житель Камчатки наказан за ложное обвинение полицейского в вымогательстве
Новую ячейку общества создали Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина
В Минобороны России прокомментировали заявление Зеленского
Уровень представительства России на саммите G20 в ЮАР понижен
документ
Западные СМИ проявляют очень большой интерес к посещению зон окружения ВСУ
Умер бывший вице-президент США Дик Чейни. Ему было 84 года
В. Путин назначил замглавы ФАС Виталия Королёва врио губернатора Тверской обл.
"АвтоВАЗ" ищет деньги на выживание и развитие, заявил глава компании М. Соколов
Пьяный, но прав — Верховный суд вернул водительские права автолюбителю
В Волгограде бывший полицейский осуждён за вымогательство и грабёж
Заправлять постель сразу после пробуждения опасно для здоровья, — врачи
В американском штате Кентукки возле аэропорта Луисвилля клубы дыма
обновлено
Все новости
Наверх