Уникальные русские речные ковчеги. Беляны.

Немногие, наверное, знают, что по русской реке Волге еще каких-нибудь сто лет назад плавали суда, по своему водоизмещению превосходящие крейсер «Аврора», причем строились они… из дерева!

Уникальные русские речные ковчеги.  Беляны.

Назывались они белянами и вошли в историю отечественного кораблестроения как самые уникальные речные суда на свете.

Прежде всего, говоря о белянах, следует отметить, что они были очень велики, во всяком случае, для речных судов. Сохранились сведения, что существовали беляны длиной до ста метров, а высота борта у них достигала шести метров!

Уникальные русские речные ковчеги.  Беляны.

Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.

Уникальные русские речные ковчеги.  Беляны.

Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля – лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.

Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз – «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру.

Уникальные русские речные ковчеги.  Беляны.

При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!

Бревенчатая кладь в корпусе беляны тоже не была сплошной, а состояла из пролетов с отверстиями для проветривания. Поэтому в старину о размерах беляны судили по числу пролетов на ней и были беляны о трех, четырех пролетах и так далее.

«Казенки», палуба и помпы

Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок, и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов.

А вот ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки – «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посередине, в которой находился лоцман. При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото».

Хотя судно это и было сугубо функциональным, беляны, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!

Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших – от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так, чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.

Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее, даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.

Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж – абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!

История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму беляну, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!

А теперь посудите сами, насколько творческими и смекалистыми были наши далекие предки, сумевшие создать столь огромные и грузоподъемные речные суда, представлявшие собой практически безотходное транспортное средство на один сезон.

Крамола.инфо

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

S&P Global официально зафиксировало дефолт Украины по облигациям
Повторный удар практически сравнял с землей здание администрации в Херсоне
Петербурженка умерла, подавившись мандарином: у неё застряла долька в дыхательных путях
60 бойцов ВСУ без техники попытались прорваться через границу у села Гуево
Средняя цена загородного дома в Подмосковье выросла на 39% год
В Тихом океане горит судно с 3000 авто на борту, - агентство Bloomberg
Сенаторы Линдси Грэм и Ричард Блюменталь шикуют при поездках на Украину
В США женщина умерла после промывания носа водопроводной водой
Порядка 170 дронов Shahed ежедневно производила Россия в мае
Индия и ЕАЭС запустят переговоры о взаимной свободной торговле
Десятки тысяч людей покупают авиабилеты на 40 минут в никуда
Трамп подписал указ о запрете на въезд в США граждан из ряда стран
В Беларуси женщина подала в суд на бывшего мужа из-за алиментов
В «Аэрофлоте» сообщили о рекордных налётах Superjet в истории компании
В Татарстане стартовало производство коммерческих автомобилей нового поколения
В ГД предложили запретить мигрантам с судимостью работать в России
Д. Трамп неожиданно позвонил В. Путину. Разговор длился час и 15 минут
обновлено
В. Путин сделал ряд заявлений касательно терактов, совершённых Украиной
обновлено
В Москве огласили приговор членам банды «черных риэлторов»
Двое парней серьезно пострадали при взрыве в подмосковных Люберцах
Мошенники обманывают россиян под видом удалённой работы
Главное из нового брифинга Минобороны России от 04-06-2025 года
Пьяный сотрудник полиции насмерть сбил пешехода и сбежал с места ДТП
Полицейская в Ленобласти обещала вид на жительство за деньги — и пропала
В Кургане разгорается громкий коррупционный скандал, связанный с сотрудниками полиции
обновлено
США предъявили Вьетнаму жесткие требования на торговых переговорах
На стройке в Санкт-Петербурге на мигранта сбросили ведро с цементом
Фронтовая сводка по состоянию на утро среды, 4 июня 2025 года:
обновлено
Продукции Европейского союза тоже угрожают пошлины США в 500%
Предателю и иноагенту Артуру Смольянинову отказали в гражданстве Латвии
Пожар произошел на судне с российскими моряками в Японском море
Келлог заявил, что новые санкции против России готовы
Трамп был раздражён саботажем Маска в соцсетях по поводу бюджета
Золото бьет рекорды на фоне ослабления американского доллара
Сбер может заработать 450 млрд рублей в 2025 году за счет ИИ
Протеиновые батончики — самый большой маркетинговый обман
Россияне смогут получить дополнительную выплату для ремонта по ОСАГО
Россия поставила Украину в тупик передачей 6.000 тел идентифицированных украинцев
Ермак приехал жаловатьчя в США на Россию и уже встретился с Китом Келлогом
В. Путин освободил от должностей ряд высокопоставленных сотрудников МВД, МЧС и СК
Все новости
Наверх