Речь идет не просто о снижении, а об изменении модели формирования мировой цены на нефть
Нефть начала падать ...
И, соответственно, начались разные спекуляции. От самоуспокаивающих, на тему о том, что скоро снова вырастет, до истерических, типа, вспомните 97 год, вспомните конец 80-х, США договорились с Саудовской Аравией...
Причем спекуляции идут не только у нас, но и во всем мире, поскольку цена на нефть очень важна для всех. Но, как всегда, все на самом деле немножко более сложно, чем всем кажется. Или как хочется показать.
Прежде всего напомню (поскольку некоторое время тому назад я об этом писал), что цена на ресурсы на мировую экономику в целом особо влияния не оказывает: то, что платят одни, получают другие и деньги все равно перераспределяются в экономике. Если цена на нефть будет 10 долларов за баррель или 200 долларов - на общую модель мировой экономики это повлияет мало. А вот перераспределение общей прибыли между странами и отраслями повлияет сильно. Так что причины волнений более или менее понятны.
Затем нужно отметить, что, в отличие от предыдущих десятилетий, когда для США снижение цены на нефть никакой роли не играло, сегодня ситуация принципиально иная. Дело в том, что запущенная «сланцевая революция» потребовала довольно больших вложений и, соответственно, имеет достаточно высокую себестоимость. Если цена на нефть опустится слишком низко, у США могут начаться серьезные проблемы.
Нижний порог цены на нефть определить в такой ситуации достаточно сложно, но экспертные оценки дают что-то вроде 70 долларов за баррель. Опускать цену ниже. во всяком случае, надолго, для США чревато, по мере инфляции по доллару даже этот порог будет расти.
Аналогичная ситуация для основного нефтеэкспортера - Саудовской Аравии, чей бюджет балансируется при цене на нефть выше 90 долларов за баррель (как и у нас, кстати). Но наше мнение, по большому счету, никому не интересно, а вот Саудовская Аравия страна важная, для США, по крайней мере. Впрочем, и у нее сегодня есть проблемы, поскольку, например, для американской внешней политики очень растет роль Ирана.
Если мы посмотрим на экономическую политику США, то она, скорее всего, направлена не столько на снижение мировой цены на нефть, сколько на изменение модели формирования мировой цены на нефть. Суть тут состоит в том, чтобы для США и их ближайших производственных партнеров (Канада, Мексика) сделать цену на нефть максимально низкой, а вот для всех остальных, в том числе, конкурентов, максимально высокой. Уж коли не получилось создать зону свободной торговли с Евросоюзом.
Если исходить из такой модели, то все получается достаточно просто. США заполняют внутренний рынок собственной нефтью, которая дешевеет, но на мировой рынок особого влияния не оказывает, поскольку экспортировать ее в больших объемах невозможно. При этом сжиженный газ они будут продавать очень активно.
А вот все остальные должны будут жить при том уровне цен на нефть, который формируется на спекулятивных рынках - то есть с учетом необходимости утилизировать избыточную долларовую массу, образующуюся в результате эмиссии, которая эту цену завышает.
Как следствие, образуется разница в себестоимости продукции, за счет более дешевой энергии на территории США, и они, фактически, в очередной раз обкладывают весь мир дополнительным налогом.
Но это - схема. Сегодня она еще не работает, поскольку все привыкли, что цены формируются в США и, соответственно, мировая цена идет за внутренними ценами в этой стране. Ну и разные объективные факторы (типа снятия санкций с Ирана или увеличения добычи в Ливии) толкают цену вниз.
Мне кажется, что дальше ситуация будет развиваться следующим образом. Точнее, она будет так развиваться, если не начнется финансовый катаклизм, типа осени 2008 года. А он, конечно, начнется, но, быть может, только к концу следующего года.
А пока - США опустят цены долларов до 70 за баррель (может быть, даже до 65 - на короткое время), а потом начнут операции по подъему мировой (но не внутренней!) цены. Тут могут быть использованы как чисто финансовые инструменты, так и внеэкономические, типа активности пресловутого ИГИЛа или проблем в Саудовской Аравии. Например, организуют крупный теракт во время хаджа.
И тогда и будет (к концу года) получен необходимый результат: цены в США и их соседях будут около 70 долларов за баррель, а в мире - больше 100. При этом будет еще один замечательный эффект: цены-то будут высокие, но нефти в мире будет предлагаться больше, чем ее можно будет потребить.
Напомню, что США сокращают импорт нефти и, теоретически, могут вообще сократить закупки из-за пределов Американского континента до нуля. Так что в этой ситуации вновь начнут работать инструменты квотирования и разрешений: проблема будет не в том, чтобы нефть получить, а в том, чтобы ее потом куда-то продвинуть на продажу. У нас такая ситуация была в 90-е годы, но никто не сказал, что она не может вернуться вновь по всему миру.
В заключение повторю выводы. Как мне кажется, США сегодня заинтересованы не столько в том, чтобы снизить мировую цену на нефть (нам в пику), сколько сделать серьезный ценовой зазор в свою пользу по отношению к основным конкурентам на мировых рынках (Китай, Евросоюз). То есть - изменить модель ценообразования.
Снижение цены на нефть - это только первый этап реализации соответствующего плана, на втором цены будут расти, но только за пределами североамериканского континента.
Ну и можно только добавить, что план этот будет работать только до того, как рухнут финансовые рынки, после этого предсказать ситуацию достаточно сложно. Но этот вариант руководство США, судя по всему, пока в расчет не берет.
Автор Михаил Хазин