Хроники Руинбурга: КГИОП ответит за снос, а с кого спросят за «Апрашку»?
Следственный комитет заинтересовался волной сносов исторических зданий, но в городе помимо уничтоженных хватает и доведенных до плачевного состояния объектов культурного наследия
Следственный комитет России займется установлением правомочности сносов исторических построек в Петербурге. По итогам проверки ведомство возбудило уголовное дело «о превышении должностных полномочий сотрудниками КГИОП». Специалистам комитета вменяется выдача заключений с недостоверными сведениями для легализации сноса старинных построек. На проверке настояли петербургские градозащитники, пытающиеся предотвратить снос дома Лапина на Рижском проспекте.
На прошло неделе в СК сообщили о возбуждении уголовного дела против сотрудников КГИОП. Дело завели после проверки, спровоцированной жалобами активистов. Они заподозрили работников комитета в выдаче заключений о расположении построек вне границ зон охраны. Также их подозревают в «омоложении» зданий – изменении сроков постройки на дату позже 1917 года.
В результате подобных действий под ковш уже ушло несколько строений, включая те, что находились в приемлемом состоянии. Так, ранее было демонтировано здание Манежа лейб-гвардии Финляндского полка. Одноэтажный дом возвели в 1854 году, однако в 1960-е надстроили второй этаж. Это дало экспертам повод не считать объект дореволюционным. А стоило ненадолго перестать охранять, как демонтажный экскаватор начал ровнять дом с землей. Пока градозащитники пришли в себя, защищать было уже нечего. Помимо этих зданий под ковш попали Винный городок на Васильевском острове, корпуса бывшего хладокомбината № 4 на улице Шкапина, административное здание «Ленэкспо» (бывший НИИ морской связи) и другие. Сносу построек предшествовали многолетние судебные разбирательства с активистами, но в текущем году они все вдруг разрешились в пользу застройщиков. На очереди – дом Лапина на Рижском проспекте. Постройка является дореволюционной, однако в советское время фасады подвергались переделке.
Градозащитники полагают, что сотрудниками комитета намеренно предпринимаются действия, которые дают застройщикам право сносить старинные постройки. Ранее в руководстве КГИОП уже заявляли о намерении изменить подход к оценке ценности зданий таким образом, чтобы дата постройки не давала им защитный статус автоматически. При этом даже наличие последнего не гарантирует историческим зданиям сохранность. Петербуржцам известны примеры, когда ценные памятники архитектуры превращались в развалины. Снести их не имеют права, однако отсутствие должных по закону мер поддержки приводит строения к обветшанию.
Один из наиболее наглядных примеров – Апраксин двор. Это уникальный ОКН, к тому же занимающий солидную территорию в центре города. В его пределах расположено почти полсотни корпусов, однако большинство из них находится в крайне запущенном состоянии, как и дорожная сеть внутри торгового квартала. Многие здания в аварийном состоянии, они закрыты строительной сеткой и к ним опасно подходить. В то же время старейший рынок продолжает работать, площади сдаются в аренду.
В начале этого века была разработана программа развития Апраксина двора, а около 10 лет назад утвердили проект ее реконструкции в общественное пространство. Еще тогда инвестор, взявшийся воплотить проект, жаловался на пассивную позицию чиновников в данном вопросе. Единственная их активность выражалась в многочисленных ограничениях при работе к ОКН. При этом заинтересованности в ускорении ремонтных работ компания не отмечала. В итоге город расторг отношения с инвестором, не дав завершить дела. В последующие годы бизнес также пытался предложить свою помощь в реконструкции Апраксина двора, безрезультатно.
Стоит отметить, что на территории объекта находятся участки как в муниципальной, так в частной и смешанной собственности. Примечательно, что до 2021 года городскими площадями управляло АО «Апраксин двор», подведомственное Комитету имущественных отношений. А до него – аналогичная структура «Агентство по реконструкции и реставрации «Апраксин двор». В числе задач обоих структур входил поиск инвесторов для реализации проектов развития Апраксина двора. Однако чиновники задачу не выполнили. АРР «Апраксин двор» так и не построило вещевой рынок для торговцев Апраксина двора, и в 2014 году в судебном порядке выплатило Смольному 126 млн рублей долга по арендной плате за участок под него. АО «Апраксин двор» после 5 лет управления было ликвидировано, так как ФАС запретила продлять договор доверительного управления без торгов. Рынок же окончательно превратился в развалины, забитые самостроем, с которого продают контрафакт.
Горожане давно жалуются на сложившееся положение вещей, когда чиновники с легкостью дают добро на снос старинных зданий, но при этом не помогают бизнесу восстанавливать ОКН. Первой проблемой теперь займется Следственный комитет. По второй пока ситуация так и остается не решенной.