Торговые центры больше не в тренде. Где одеваться петербуржцам после ухода зарубежных брендов?
Многие иностранные бренды один за другим приостановили продажи в России или ушли совсем. И покупатели начали искать альтернативу масс-маркету, а вместе с ним и торговым центрам. В новых условиях на первый план вышли местные и оставшиеся бренды, российские дизайнеры, hand-made и старые добрые рынки, которым прочат небывалую популярность.
Петербуржцы стали реже ходить по торговым центрам в связи с закрытием магазинов самых крупных брендов масс-маркета. По оценкам экспертов, посещаемость торговых центров в Петербурге упала на 14%. Президент Фонда развития городского самоуправления «1870» Кирилл Страхов отмечает, что торговые центры за время своего существования стали не только местом для совершения покупок, но и зоной семейного отдыха. Теперь эта привычка будет уходить из-за отсутствия части магазинов, а также из-за снижения доходов населения и повышения стоимости товаров, в том числе одежды.
На пятки торговым центрам начали наступать уличные рынки, которые всегда ассоциировались с низкими ценами. Сейчас им прочат возвращение былой популярности. Однако у многих экспертов вызывают скепсис подобные прогнозы.
Например, одним из самых популярных рынков Санкт-Петербурга уже много лет является основанный ещё в 1754 году Апраксин двор. Здесь торгуют как продовольственными, так и непродовольственными товарами, в том числе контрафактными и контрабандными.
«Апрашка», как называют Апраксин двор петербуржцы, - это целый комплекс зданий, занимающий площадь в 14 Га между набережной реки Фонтанки, улицами Садовой и Ломоносова, а также Апраксиным переулком. Являясь памятником архитектуры регионального значения, она имеет охранный статус, который не уберег торговый квартал от разрушения временем. Сейчас многие корпуса Апраксина двора, а также дороги внутри квартала и инженерные коммуникации находятся в удручающем состоянии. Но, как и 30 лет назад, здесь продают товар с машин, предлагают примерить одежду на картонке, либо за импровизированной шторкой. И подобные декорации для современного покупателя, избалованного комфортными условиями торговых центров, - это уже экзотика.
Ранее рынок неоднократно пытались модернизировать за счет стратегических инвесторов, в том числе ООО «Инвестиционно-строительной компании Апраксин Двор» (концерн «Питер»). Согласно концепции, разработанной архитектурным бюро «Студия 44», которую в 2017 году поддержал Совет по культурному наследию Петербурга, Апраксин двор к 2020 году должен был стать современной локацией, востребованной у местных жителей и туристов. Верхние этажи его отреставрированных корпусов должны были занять апартаменты, в нижние – ритейл, креативные пространства, художественные мастерские и кафе. Только вот у Смольного возникли сложности с передачей зданий инвестору, поэтому планы так и остались на бумаге. И сейчас перспектива того, что в нынешнем виде Апраксину двору, даже с подделками под ушедший с российского рынка Adidas в ассортименте, удастся оттянуть на себя часть постоянных клиентов торговых центров, выглядит фантастически.