99,5% российских школ готовы бесплатно кормить младшеклассников
Остаются вопросы к качеству питания в школьных столовых, над этим поработают в Госдуме.
За год число школ, не готовых кормить учащихся младших классов бесплатным завтракам и обедами, сократилось с 2261 до 240. В Госдуме, где недавно подвели итоги программы по обеспечению школьников горячим бесплатным питанием, такие результаты назвали прорывом. При этом качество блюд в школьных столовых пока оставляет желать лучшего, отметил глава профильной рабочей группы Геннадий Онищенко.
Почти 7 млн российских учащихся 1-4 классов должны получать бюджетное горячее питание к 1 сентября 2023 года. Соответствующие изменения в законодательстве были внесены после обращения президента Владимира Путина к Федеральному Собранию. Как выяснилось, не все учебные учреждения технически готовы к переходу на обновленную систему организации питания. В стране повсеместно стартовала масштабная модернизация пищеблоков и столовых. При этом в российской столице учащиеся младших классов, как и воспитанники дошкольных учреждений, уже получают питание за счет бюджета. Однако работа по улучшению сферы соцпита в Москве продолжается.
Как сообщили в Минпросвещения, еще в прошлом году положенное горячее питание на средства бюджета получали учащиеся младших классов только в 18 регионах. В текущем году все еще не созданы условия для этого в только 9 регионах страны. Однако это лишь 0,5% от всех школ, в остальных 99,5% готовы кормить детей бесплатными рационами. «У нас произошел прорыв в устранении тех недочетов, которые фиксировал Роспотребнадзор», – отчитался заместитель министра просвещения Российской Федерации Андрей Николаев. В новом учебном году число учащихся, получающих бесплатное школьное питание, увеличится на 289 тысяч, на это в федеральном бюджете предусмотрено 62,5 млрд рублей.
При этом Геннадий Онищенко отметил, что базовая готовность учреждений не означает, что дети буду сыты. Ремонта в пищеблоке, построенном 50 лет назад, недостаточно. Необходимо создавать современную инфраструктуру, позволяющую готовить не просто безопасную и полезную, но и вкусную пищу, от которой дети не будут отказываться.
Именно на такие идеи опирается система организации школьного питания в российской столице. Власти Москвы привлекают к процессу ответственный бизнес, создавая условия для наиболее эффективного взаимодействия заинтересованных сторон. Столичные профильные комбинаты взяли на себя обязанность модернизации пищеблоков, оснастив их передовым оборудованием, например, пароконвектоматами. С каждым годом все больше столовых попадают под проект «Мой школьный ресторан», в рамках которого обеденные залы реконструируют в креативные комфортные пространства, с обновленной мебелью, интерьером, посудой. На самом производстве также используется современное оборудование, кроме того, сырье и продукция проходят проверку в собственных лабораториях комбината.
Со школьных администраций столицы сняты непрофильные задачи по организации питания для детей. Сотрудники комбинатов сами подбирают добросовестных поставщиков, повара готовят из качественных продуктов полезные блюда, которые благодаря отлаженной системе логистики попадают на столы к детям свежими. В рационе детей обязательно присутствуют сезонные овощи, фрукты, молочные продукты, диетическое мясо, злаки. И, напротив, исключены блюда, пресыщенные сахаром и солью, запрещены усилители вкуса, трансжиры, кофе, колбаса, консервы и другое.
В Москве также создана система многоступенчатого контроля, однако комбинаты сами всегда открыты для обратной связи и оперативно реагируют на запросы потребителей. Ведется регулярная работа по улучшению качества блюд и их ассортимента. В этом помогают дегустации школьной еды, мастер-классы, различные онлайн-сервисы, позволяющие формировать меню для школьника.
Регионы нередко обращаются к московскому опыту, перенимая модель или некоторые отдельные идеи. При этом у властей еще много работы. Даже действующие СанПИНы не учитывают все необходимые нюансы, например, умственную нагрузку или текущее состояние здоровья школьника. Многим детям назначено диетическое питание, которое они не могут получать в школе. «Нам нужна просчитанная физиологическая потребность завтрака и обеда для начальной школы с учетом особенностей детей. Мы должны представить линейку обогащенных продуктов питания для разных групп, в том числе для детей с особенностями развития», – считает Геннадий Онищенко.
Во время совещания в Госдуме также обсудили другие актуальные вопросы детского питания. Например, возможность перевода всех российских учащихся на бесплатное питание. Также депутаты поговорили о родительском контроле.