Барак Обама даже перед уходом со своего поста не перестает удивлять. Все чаще и чаще говорит о величии и исключительности Соединенных Штатов. Выступая на мероприятии по сбору средств для Демократической партии, заявил: сила США измеряется не только «оккупированными странами» и «ракетами, которые мы применили», но и «мощностью дипломатии».
Сохраним интригу об «оккупированных» государствах, а слова о «дипломатических успехах» нельзя оставить без внимания. Особенно на фоне политики главного «союзника» Вашингтона — Лондона. Пока Обама говорил о «величии», Лондон, как истинно «надежный партнер», активно развивает кипучую деятельность, флиртуя и заигрывая с геополитическими противниками Соединенных Штатов. Вначале по приглашению британской королевы с особым изыском приняли председателя Китайской народной республики Си Цзиньпиня, обговорив вопросы усиления роли юаня на мировых рынках. Затем премьер-министр Дэвид Кэмерон посетил Рекьявик, где старался заинтересовать лидеров Исландии и Норвегии участвовать в совместных проектах с Китаем по освоению газового шельфа в Северном море.
Следующий шаг — визит в Лондон представителя одной из стран Евразийского союза, члены которого во взаимных расчетах отказываются от доллара, Нурсултана Назарбаева. Обсуждать бизнес-проекты пригласил в свой особняк финансовой мегамагнат, 79-летний лорд Джейкоб Ротшильд. К хозяину «J Rothschild Capital Management» и казахстанскому президенту присоединились руководители компаний, входящих в ротшильдовскую мегаимперию: нефтяной сектор — «Royal Dutch Shell», «BG Group», «Vitol Group»; банковский — «Barclays Bank», «De La Rue», металлургия — «Glencore», «Арселор Миттал» (был и сам Лакшми Миттал).
Состав присутствующих подчеркивает, что речь идет о чем-то более важном, масштабном, чем просто реализация нескольких нефтяных проектов. Уже через сутки после визита главы Казахстана в Лондон премьер-министр Дэвид Кэмерон позвонил президенту Российской Федерации Владимиру Путину. А еще через несколько часов Дмитрий Песков заявил, что оба лидера могут встретиться 15−16 ноября на саммите «большой двадцатки» в Турции.
Странное дело, главного союзника США все больше и больше тянет дистанцироваться от Вашингтона, налаживая отношения с Пекином и Москвой. В Лондоне не скрывают стремления Соединенного Королевства вернуться, как пишет «Гардиан», «самостоятельным игроком в мировую геополитику».
А что же «мощная дипломатия» Соединенных Штатов? Она не находит ничего лучшего как использовать метод угроз. Глава американского Торгового представительства Майкл Форман, координирующий в статусе министра внешнеторговую политику США, пообещал Лондону проблемы, если он будет проводить самостоятельный курс. И хотя основные претензии сводились к возможному решению Великобритании выйти из Евросоюза, но в заявлении явно звучало раздражение от намерения британцев сближаться с Пекином и Москвой.
Действуя так, американская элита явно не учитывает, что Англия — родина великого физика Ньютона. А его третий закон гласит: действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны.
В полном соответствии с этим правилом, Великобритания движется в сторону от Соединенных Штатов. Более того, часть представителей правящей Консервативной партии, позади которых проглядывает тень владельца Сити, активно лоббирует идею создания собственной зоны свободной торговли. Они находят поддержку со стороны Министерства иностранных дел (официальное название — Управление иностранных дел и по вопросам Содружества).
Первые шаги к формированию нового объединения сделаны. Причем в более мягкой, продуманной форме, чем действует сегодня Вашингтон в вопросе Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерств. Основой новой глобальной зоны свободной торговли должно стать Содружество наций (бывшее Британское содружество), главой которого является британский монарх. В рамках этого объединения, начиная с 2005 года, началась активная кампания по двухстороннему заключению торговых соглашений между странами-членами организации. Ее цель — устранить барьеры и ограничения для экспорта-импорта. Благодаря этому уже сегодня расходы бизнеса на торговлю внутри Содружества на 15% меньше, чем хозяйственные операции с другими государствами. Фактически уже сформирован внутренний рынок объединения. Как показали исследования Королевского общества Содружества, совокупный объем торговли внутри стран организации на 50% больше, чем с государствами, не входящими в сообщество.
Еще одним преимуществом формирования зоны свободной торговли под скипетром британского монарха (в дополнение к более мягкой форме интеграции по сравнению с Трансатлантичским и Транстихоокеанским партнерствами) является наличие определенной правовой традиции. В Содружество в основном входят бывшие британские колонии (исключение составляют Руанда и Мозамбик). И в каждой из них в наследство от колониального прошлого достались английская правовая система (или, что более точно, англосаксонская правовая семья), а также английский язык как инструмент межнационального диалога.
Если планы Лондона (Сити) удастся реализовать, то не только возникнет самый огромный внутренний рынок на планете — в Содружество входят государства с 2,245 млрд. человек, то есть примерно 30% населения мира. Соединенное Королевство будет играть одну из ключевых ролей в геополитике, обеспечивая конкурентоспособность собственной экономики и экономический суверенитет. Но такая политика неизбежно превратит Великобританию в одного из главных конкурентов США, а также созданных им Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерств.
Пока еще есть время сгладить противоречия. Однако «мощная» американская дипломатия только усугубляет их, продолжая политику угроз и давления.
Юрий Городненко