Россияне рассчитывают, что в ближайшие полгода им придется увеличить расходы на услуги ЖКХ (41%), питание дома и лекарства (по 22%). Также ожидается дальнейшее сокращение трат на развлечения (19%), питание вне дома (16%) и путешествия, говорится в исследовании консалтинговой компании "Яков и Партнеры".
Консалтинговая компания "Яков и Партнеры" (ООО "Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс") в партнерстве с исследовательским холдингом "Ромир" провели социологический опрос 1,5 тыс. респондентов по всей России для исследования настроений потребителей и изменение их привычек за 2022 год.
"Респонденты считают, что в ближайшие шесть месяцев сильнее всего вырастут расходы на услуги ЖКХ (41%), питание дома (22%) и лекарства (22%), связь и интернет (17%), бытовую химию (12%) и медицинские услуги (11%)", - говорится в тексте исследования.
За прошедший год большинство респондентов оптимизировали свои расходы: траты на товары и услуги не первой необходимости сократились, а в жизнеобеспечивающих категориях увеличились. Так, наибольшее уменьшение трат произошло на предметы роскоши (9% респондентов), путешествия за границу (9%), развлечения (8%) и питание вне дома (6%). Согласно опросу, тенденция к сокращению этих расходов усилится в ближайшие полгода.
Кроме того, потребители планируют начать экономить на покупке недвижимости (6%), образовании (5%), услугах в сфере красоты (5%), а также страховании (3%). При этом за 2022 год опрошенные увеличили расходы на ЖКХ (55%), лекарственные препараты (38%), питание дома (35%), связь и интернет (28%), бытовую химию (28%) и медицинские услуги (22%), говорится в тексте исследования.
Отношение к ретейлерам
Потребители отмечают, что при выборе продовольственных товаров они стали в большей мере учитывать фактор цены (41%). Однако респонденты не готовы переходить на менее качественные товары, для 28% опрошенных важно питаться здоровыми продуктами. За последний год респонденты увеличили траты на основные категории продуктов и сократили расходы на деликатесы и готовую еду. Потребители предпочитают совершать покупки преимущественно в офлайн-канале (47%). Кроме удобства покупки при выборе ретейлера для 51% респондентов важно наличие акций и специальных предложений, отмечается в исследовании.
Один из ключевых факторов выбора ретейлера - удобство при совершении покупок: магазины у дома лидируют по частоте покупок (62% респондентов посещают их два-три раза в неделю и чаще). Для половины опрошенных (51%) возросла роль промоакций. Для 40% респондентов более значимую роль стали играть системы лояльности, при этом наиболее ценится прямая выгода в виде скидок, бонусов и кешбэка, следует из опроса.