Потребительское поведение россиян в кризисный период претерпело определенные изменения, отмечают социологи ВЦИОМ, сравнив данные июльского опроса с аналогичным опросом, проведенным в январе этого года.
К каким же мерам экономии в связи с кризисом прибегают россияне:
В июле 32% респондентов заявили, что уже более полугода покупает более дешевые, чем ранее, продукты и товары (в январе таких было 22%).
21% покупает более дешевые, чем ранее, продукты и товары последние полгода.
Более шести месяцев отказывают себе в приобретении тех или иных вещей 31% респондентов (в январе - 21%).
И 21% экономят при покупке продуктов и товаров последние полгода.
Одновременно снизилось число тех, кто сообщил, что начал практиковать данные способы приспособления к сложившейся экономической ситуации только в последние месяцы (с 20% до 7% и с 23% до 7%, соответственно).
И практически неизменной остается доля тех, кто не ущемляет себя в расходах - это по-прежнему около 40% респондентов.
Также 37% опрошенных стали выращивать больше собственных овощей и фруктов и делать заготовки,
31% запасают продукты впрок,
32% ищут более высокооплачиваемую работу или приработок.
Среди прочего социологи отмечают, что 28% участников опроса ответили, что тратят сбережения на повседневные расходы, 22% берут кредит в банке, 23% занимают в долг у знакомых, 22% принимают безвозмездную помощь от близких. Наконец, лишь 10% делают накопления в валюте, и 5%продают ценное имущество.
При ответе на вопрос без подсказок о том, от чего пришлось полностью отказаться в связи с кризисом, называют прежде всего:
- путешествия (12%),
- 4% стали меньше тратить на досуг, развлечения,
- почти каждый десятый (8%) экономит на еде.,
- 2% приходится "ужиматься" при покупке одежды,
- на собственном здоровье экономят 2%,
- 1% изменили планы на проведение ремонта, покупку бытовой техники и электроники , машины и др.
Финмаркет