Большие надежды: модернизация БАМа и Транссиба станет важнейшим инфраструктурным проектом 2023 года
Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей окажется одним из основных инфраструктурных проектов этого года. Активные работы на Восточном полигоне уже демонстрируют ощутимую отдачу – в прошлом году по этим магистралям удалось увеличить провоз грузов на 10% - со 144 млн т до 158 млн т.
Сегодня пропускная способность железных дорог ограничивает грузоперевозки между Россией и азиатскими государствами (в первую очередь Китаем). Если в 2010-х годах больше половины грузов, шедших по магистралям, составлял уголь, то сегодня существенную долю составляют зерно, минеральные удобрения и чёрные металлы.
В рамках первого этапа развития БАМа и Транссиба была внедрена новая технология организации движения. Поезда стали двигаться быстрее и перевозить за раз больше, они стали курсировать с меньшими интервалами. Но этого было явно недостаточно, чтобы обеспечить весь объём требуемых грузоперевозок. Второй этап включает огромный объём строительных работ. Только в 2022 году было уложено около 140 км железнодорожного полотна с сотнями стрелочных переводов, отсыпано более 10 млн кубометров земляного полотна, установлено почти 2,5 тысячи опор контактной сети.
В конце прошлого года запустили движение по второму пути перегона Аносовская – Пурикан в Амурской области, длиной около18 км. Он стал частью рокады, соединяющей Транссибирскую магистраль и БАМ. Новый перегон исключил пересекающиеся маршруты и удвоил объёмы перевозимых здесь грузов.
— Это позволяет увеличить объем грузов не только с западного, но и с восточного участка Байкало-Амурской магистрали, — рассказал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Огромный вклад в возведение второй ветки БАМа вносят военные железнодорожники. В минувшем декабре они в очередной раз обустроили ледовую переправу через Зейское водохранилище, чтобы ускорить доставку грузов на строительные площадки. Сами бойцы, чтобы постоянно не тратить время на дорогу, проживают в мобильных городках, в которых есть все необходимое для комфортного отдыха после тяжёлой смены – душевая и баня, спортзал и комнаты отдыха. Такой вот военный вариант гражданской гостиницы посреди тайги. Кормят солдат комбинат питания, повара которого в здесь же оборудованной столовой готовят по системе шведский стол. Три раза в день железнодорожники могут выбрать блюда из мяса, рыба и птицы, свежие овощи и фрукты, даже выпечку для них делают регулярно. Оно и понятно, стройплощадки находятся вдали от городов, свежий хлеб сюда не навозишься, да и зачем, когда профессионалы всё могут приготовить на месте. В зимний период бойцы также получают сало с чесноком, чтобы укрепить иммунитет.
Благодаря такой самоотверженной работе удаётся зачастую идти с опережением графика. Тот же переход Аносовская-Пурикан был сдан на год раньше запланированного. Это первый объект в рамках второго этапа развития БАМа и Транссиба, впереди — прокладка тоннелей на участке Смоляниново — Шкотово в Приморье и Дуссе-Алиньского в Хабаровском крае, развитие международных пунктов пропуска Гродеково и Камышовая и поэтапная электрификация восточного БАМа — от станции Волочаевка-2 до Советской Гавани.