В понедельник, 30 октября, в Баку состоится церемония открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
В церемонии, которая пройдет на территории Международного морского торгового порта в поселке Алят, примут участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили.
По новой железной дороге планируется ежегодно перевозить до 50 миллионов тонн грузов.
Тендер на реализацию проекта БТК, который также называют «Железный Шелковый путь», был проведен в 2007 году, а церемония закладки железной дороги состоялась в июле 2008 года.
76-километровый участок железной дороги проходит по территории Турции, 259-километровый - Грузии, 503-километровый - Азербайджана.
В рамках проекта на границе Турции и Грузии построен туннель. Один участок тоннеля протяженностью 2375 метров находится на территории Турции, другой участок длиной 2070 метров - Грузии.
На территории Турции в рамках проекта построены четыре станции, три моста и 76 километров железной дороги.
В Грузии в рамках проекта построена новая 105-километровая ветка железнодорожной магистрали, реконструирован 154-километровый участок железной дороги.
На территории Азербайджана реконструировано 503 километра железной дороги.
Все железные дороги из Китая в Европу проходят через Россию. С вводом в эксплуатацию БТК это расстояние сократится почти на семь тысяч километров. Таким образом, предполагается, что значительная часть грузовых перевозок между Китаем и Европой будет осуществляться по БТК за 15 дней.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс будет соединена с сетью железных дорог Европы посредством подводного тоннеля «Мармарай» под проливом Босфор. Эта же железная дорога может быть использована для транспортировки грузов между Европой и Ближним Востоком.
БТК позволит наладить беспрерывное сообщение между Лондоном и Пекином, снизить расходы на транспортировку грузов между Азией и Европой, принесет многомилионные прибыли и бюджету Турции.
Пользу от эксплуатации железной дороги Баку-Тбилиси-Карс извлекут все страны, расположенные вдоль транспортной артерии, частью которой является БТК, включая Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Пакистан, Афганистан и Индию.
Пиковая пропускная способность коридора составит 17 миллионов тонн грузов в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне одного миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов.