Исходя из международного государственного соглашения, отказ литовских банков обслуживать платежи за калининградский транзит не является основанием для запрета перевозок.
Об этом сообщил директор департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества РЖД Антон Козлов в ходе дискуссии клуба "Валдай" о перспективах калининградского транзита.
"Исходя из нашего железнодорожного права, в которое входит и Литва, это соглашение о международном государственном сообщении, что есть у нас закрытый перечень оснований, по которым может быть отказано в перевозке, и мы считаем, что сложности литовских банков, а именно их отказ с 1 сентября от обслуживания платежей за транзит, в перечень таких оснований для запрещения перевозки не входит", - сказал Козлов.
Кроме того он отметил, что Литва в рамках международных обязательств несет ответственность за обеспечение калининградского транзита. Эта страна должна не допускать любых искусственных препятствий для калининградского транзита независимо от того, какая организация вынужденно или добровольно его создает. РЖД мониторит ситуацию и поддерживает связь с литовскими коллегами.
"Мы так поняли, что, конечно, вопрос, который есть сейчас, а именно отказ банков планируемый от платежей за транзит лежит вне сфере компетенции литовских железных дорог и, как нам показалось, коллеги сами не получают большого удовольствия от сложившейся ситуации", - заключил Козлов.
Особое значение имеет обеспечение пассажирских перевозок, так как это относится к людям. Козлов отметил, что сфере таких перевозок необходимо решение с литовской стороны.
Ранее министр коммуникаций и транспорта балтийской республики Марюс Скуодис заявлял, что калининградский транзит может остановиться из-за проблем с банками. Коммерческий "Шяулю банкас", через который шли расчеты за транзит, сообщил, что с 1 сентября на фоне санкций ЕС против РФ из-за событий на Украине прекращает все операции с российскими клиентами. 28 июля российская сторона вручила Литве ноту из-за банковских проблем с калининградским транзитом.
О ситуации на морской линии до Балтийска
Морской путь является главной альтернативой доставки грузов в Калининградскую область в обход территории Литвы. В июне Литва прекратила пропуск грузов, включенных в санкционные списки ЕС, которые следовали в Калининградскую область из других регионов РФ грузовым автотранспортом и по железной дороге. Российские власти назвали эти ограничения незаконными. Позднее Еврокомиссия дала разъяснения по транзиту в Калининград, согласно которым сохраняется запрет на транзит товаров по автодорогам, организованный российскими операторами, при этом снимаются ограничения на транзит для железнодорожного транспорта при соблюдении контроля за грузами.
Ранее глава Минтранса РФ Виталий Савельев заявил, что Калининград не окажется в транспортной блокаде. Росморпорт рассмотрел возможность сокращения сроков доставки грузов в Калининградскую область на линии Усть-Луга - Балтийск. При необходимости может быть рассмотрен вопрос перенаправления нефтепродуктов, следующих в этот регион, с паромов на танкеры. Также с сентября 2022 года провозные мощности паромного флота увеличатся за счет начала работы на линии четвертого автомобильно-железнодорожного парома "Генерал Черняховский". В случае необходимости дополнительные грузы можно переадресовывать с железнодорожного и автотранспорта в порты Бронка или Усть-Луга и перевозить их как генеральный груз на судах.
В Росморпорте подчеркнули, что сейчас загрузка работающих на линии Усть-Луга - Балтийск морских автомобильно-железнодорожных паромов составляет практически 100%.