Планы Министерства образования и науки по повышению стипендий пока не выполняются.
Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов («Единая Россия») направил обращение (есть у «Известий») зампреду правительства России Ольге Голодец с просьбой рассмотреть ситуацию, сложившуюся со стипендиями в высших учебных заведениях страны. Как отметил законодатель, несмотря на неоднократные уверения самого министра образования РФ Дмитрия Ливанова о планах по повышению выплат, часть студентов неожиданно для себя столкнулись со снижением финансовой поддержки и задержкой выплат.
Так, ссылаясь на информацию, полученную от Всероссийского студенческого союза, Бурматов отметил, что в ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова» имеются факты задержки сентябрьской стипендии, выплаты повышенной стипендии всего два раза в году, задержек выплат социальных стипендий, а также задержки выдачи дипломов выпускникам 2015 года.
В ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» отмечены факты выдачи либо только социальной, либо только академической стипендии, а также сокращения повышенных стипендий и надбавок к академическим стипендиям.
В ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имена адмирала С.О. Макарова» зафиксированы факты снижения академической стипендии для отличников с 1,7 тыс. до 1,6 тыс. рублей. В ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» стипендия для бакалавров, обучающихся на отлично, сокращена с 6 тыс. до 4,5 тыс. рублей. В ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» отмечены факты сокращения повышенных стипендий в два раза. Аналогичные или иные проблемы со стипендиями есть и в ряде других вузов.
При этом, как отметил законодатель, данные факты происходят на фоне того, что сам министр образования РФ Дмитрий Ливанов за последние 12 месяцев четырежды публично обещал повысить стипендии студентам.
— Я назвал бы заявления министра образования, которые не были подкреплены никакими действиями, популизмом на государственном уровне. Подобное недопустимо для чиновника федерального уровня. Я считаю, что вице-премьер Ольга Голодец, которая курирует этот направление, должна дать свою оценку таким действиям, — сказал Бурматов. — Социальные гарантии студентов являются приоритетом, и даже при том бюджете, что есть и расходуется министерством нерационально, их надо соблюдать.
Председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко рассказал «Известиям», что их объединение провело мониторинг в 200 вузах в 70 регионах страны, где не только не было зафиксировано повышения, а напротив, стипендии были понижены или выдавались с задержкой на несколько месяцев.
— А сделано это было так. Минимальная стипендия, которую должен платить вуз, составляет 1340 рублей, но надбавки часто увеличивают общую выплату в несколько раз. С момента первого обещания министра о повышении (это было примерно 10 месяцев назад) минимальная стипендия в разных вузах осталась нетронутой, а надбавки сильно сократились, где-то даже более чем в два раза, — рассказал Цапко. — Из 5 млн студентов стипендию получают 1–2 млн человек, эта проблема касается многих, в особенности студентов из малообеспеченных семей, которые очень сильно страдают из-за подобных действий министерства.
Сам министр Ливанов в начале сентября 2015 года заявил, что ведомство планирует повысить стипендии студентам в 2016 году, а индексация выплат будет на уровне инфляции. Одновременно Ливанов отметил, что в министерстве считают, что индексацию стипендий необходимо проводить опережающим образом по отношению к темпам инфляции. Еще прошедшей зимой, как отметил министр, его ведомство предлагало повысить выплаты на 20%, однако правительство отказалось поддержать эту идею из-за «непростой бюджетной ситуации».
— Министерство ведет регулярный мониторинг выплат стипендий, и в настоящий момент все вузы увеличили выплату стипендий. Нет ни единого случая пересечения минимального предельного размера стипендий, установленных законодательно. С 1 сентября общий размер стипендиального фонда был увеличен на 5,5%, и все средства, заложенные в бюджете в рамках увеличения, уже переведены вузам, — заявили в пресс-службе Минобрнауки, добавив, что размер стипендиального фонда Дальневосточного федерального университета, Южного федерального университета и Дагестанского государственного технического университета были также увеличены. Отдельно Министерство запросило информацию по перечисленным вузам, находящимся в ведении других федеральных органов исполнительной власти.
Минимальные размеры стипендий определены нормативно, и министерство следит за их соблюдением, заявляют в ведомстве, конечные размеры государственных стипендий вуз определяет самостоятельно, но при обязательном участии органов студенческого самоуправления. Так, например, размеры повышенной государственной социальной стипендии для студентов первого и второго курсов определяются таким образом, чтобы суммарно государственные академическая и социальная стипендии составляли не менее чем 6307 рублей в месяц. Данная норма выдерживается во всех вузах.
— Таким образом, конечный размер какой-либо стипендии конкретному студенту может сократиться только в случае, если вузом принято, например, решение об увеличении количества получателей данного вида стипендий среди учащихся. Но любые подобные изменения вуз обязан утверждать с органами студенческого самоуправления, — подчеркнули в Министерстве образования.
А в это время в Государственной Думе
Расходы на содержание аппарата Совета Федерации в 2016 году предлагается увеличить на 35%.
Содержание Госдумы в следующем году подорожает на 40%, с 7 млрд рублей до 10 млрд, отмечается в проекте федерального бюджета на следующий год, подготовленном Минфином России. Правительство в основном одобрило проект федерального бюджета на 2016 год 10 октября, а доработанный проект бюджета будет представлен в правительство в эту среду.
Согласно документу, основной рост расходов на содержание нижней палаты парламента планируется по статье «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами», то есть зарплаты чиновникам аппарата Госдумы. Если в 2015 году расходы на их зарплату составили 1,8 млрд рублей, то в 2016 году Минфин предлагает повысить эти расходы почти в два раза, до 3,5 млрд рублей.
Как отметил замруководителя аппарата Госдумы Юрий Шувалов, речь может идти о выравнивании зарплат сотрудников аппарата парламента и других госорганов.
— Мы еще не получили проект федерального бюджета, — говорит он. — В данном случае, скорее всего, идет речь о том, что нивелируется возникавшая диспропорция в оплате труда госслужащих, работающих в Государственной думе и других государственных органах. Ведь согласно закону о госслужбе, все госслужащие должны находится в равных финансовых условиях, вне зависимости от места своей работы. У нас же возникла ситуация, когда в разных органах власти разный уровень оплаты труда. Госдума была значительно меньше профинансирована, поэтому и было принято решение о увеличении.
При это Юрий Шувалов подчеркнул, что речь не идет о значительном росте зарплат, а лишь о выравнивании, которое будет реализовано не за один год.
Согласно данным Росстата, по итогам первого полугодия 2015 года средняя зарплата сотрудника Госдумы составила 113 тыс. рублей. При этом у сотрудников аппарата правительства РФ она составила 195 тыс. рублей.
Не обидел Минфин также и самих депутатов и их помощников. Во-первых, на 16% выросли расходы на оплату их труда, с 3,4 млрд рублей до почти 3,94 млрд. Кроме того, повышены и суммы на накладные расходы: оплату билетов, телефонных переговоров, различной «канцелярки». Согласно проекту бюджета, расходы на государственные закупки для «обеспечения деятельности» депутатов выросли также почти в два раза, с 944 млн рублей до 1,65 млрд.
Содержание Совета Федерации также увеличено в проекте бюджета — на 35%, с 4 млрд рублей до 5,34 млрд. При этом если зарплата сенаторов и их помощников осталась примерно на прежнем уровне (всего 1,7 млрд рублей), то расходы на выплаты персоналу Совета Федерации выросли вдвое: с 1,2 млрд рублей до 2,6 млрд.
По мнению депутатов, повышение зарплат для сотрудников Госдумы вполне оправданно.
— Это справедливо, — считает депутат Госдумы, главный юрист фракции КПРФ Вадим Соловьев. — Когда шло значительное повышение зарплат во всех федеральных органах власти, зарплаты аппарата Госдумы оставались на прежнем уровне, даже наоборот, уменьшались. При этом именно в аппарате Госдумы идет основная законопроектная работа. Так что пришла пора компенсировать это.
Согласно проекту бюджета, фонд оплаты труда в администрации президента уменьшается на 7,5% — с 8 млрд рублей до 7,4 млрд, аппарата правительства — на 7,3%, с 4,1 млрд рублей до 3,8 млрд.
По мнению Соловьева, о повышении депутатской зарплаты речь не идет, скорее всего, в бюджете запланированы компенсации тем депутатам, которые не переизберутся в Госдуму следующего созыва (из-за переноса выборов с декабря на сентябрь). Ранее на эти цели предполагалось выделить 713,7 млн рублей. Возможно, будет повышен также фонд оплаты труда помощников депутатов Госдумы, добавляет депутат от фракции «Справедливая Россия» Дмитрий Ушаков.
— Индексация зарплат помощников депутатов также была заморожена весь год, — говорит он. — Возможно, наконец-то мы получим возможность увеличить их зарплаты. А что касается зарплат сотрудников аппарата, то на протяжении нескольких последних лет мы обсуждали эту ситуацию на комитете Госдумы по бюджету и налогам, однако Минфин не давал добро на индексацию оплаты труда сотрудников аппарата, хотя зарплаты в других органах власти стабильно росли.
Доработанный проект бюджета будет представлен в правительство 14 октября. Согласно подготовленному Минфином проекту бюджета, доходы РФ запланированы на уровне 13,58 трлн рублей, расходы — 15,78 трлн рублей, соответственно дефицит бюджета сложится на уровне 2,18 трлн рублей, или 2,8% ВВП. При этом в бюджет заложен прогнозируемый объем ВВП в размере 78,673 трлн рублей и уровень инфляции, не превышающий 6,4%. Бюджет-2016 принципиально отличается от аналогичного документа, который готовился в 2014 году. На следующий год правительство формирует однолетний бюджет, не рассматривая прогнозные 2017–2018 годы.
Известия