За минувший месяц Росстат зафиксировал резкий скачок задолженности по заработной плате в стране. С 1 июля по 1 августа этот показатель вырос на 6,2% – до 3,519 млрд. рублей. И хотя эксперты отмечают, что в масштабах всей экономики эти цифры не очень большие, тем не менее они признают, что проблема становится все болезненнее и от задержек с получением зарплаты страдает все больше работников и их семей.
В текущем же году самый большой рост задолженности был зафиксирован в мае – 11,7%, самый невысокий – в июне (1,1%), и только один раз – в апреле – было отмечено снижение этого показателя на 0,4%.
Всего в общем объеме задолженности 36% приходится на предприятия обрабатывающей промышленности 35% – на строительную сферу, по 7% – на транспорт и отрасли по добыче ископаемых. При этом причиной 98,7% всей задолженности, по данным Росстата, стало отсутствие у организаций собственных денежных средств, а оставшиеся 1,3% приходятся на средства, недополученные из бюджетов всех уровней.
Профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков в беседе с «НИ» отметил, что накопление задолженности по зарплате началось еще с января, когда из-за чрезмерно высокой ключевой ставки, установленной ЦБ, для предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, оказался почти закрыт кредитный рынок. Мониторинги делового климата в промышленности, которые регулярно проводит Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, также подтверждают эти данные. В частности, «недостаток финансовых средств» как один из факторов, ограничивающих производство и деятельность компаний, назвали 42% опрошенных руководителей крупных и средних промышленных предприятий, 45% руководителей в сфере услуг и 46% директоров компаний в секторе торговли.
Правда, в рамках всей экономики эта задолженность не столь критична, заметил Александр Щербаков. Эксперт подчеркнул, что за последние десятилетие общий объем задолженности по заработной плате был существенно снижен, а потому нынешний рост не носит угрожающего характера. По подсчетам директора центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислава Капелюшникова, текущий объем задолженности касается менее 0,5% всех работников и не превышает 1% месячного фонда суммарной заработной платы по России. При этом эксперты признают, что за общими цифрами скрываются локальные проблемы на отдельных предприятиях, на которых работники серьезно страдают от регулярных задержек зарплаты.
Опрошенные «НИ» эксперты отмечают, что российский рынок труда в силу своей специфики адаптируется к кризису не через сокращение занятости, а посредством манипулирования с зарплатой – сокращая ее и увеличивая задолженность. Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева рассказала «НИ», что в отличие от общемировой практики в кризис российские работодатели предпочитают не увольнять сотрудников, а удерживать их, сокращая издержки за счет снижения зарплат и перевода работников на неполный рабочий день. А наемные работники, в свою очередь, соглашаются на это на фоне сжимающегося предложения рабочих мест на рынке. Государство же все происходящее также устраивает, так как позволяет избежать резкого высвобождения большого числа трудовых ресурсов и связанного с этим социального напряжения.
Между тем эксперты отмечают, что столь резкого снижения реальной заработной платы не было ни разу за последние 17 лет. По номиналу зарплаты в первом полугодии выросли на 5%, но при этом инфляция в годовом выражении за тот же период составила свыше 15%. Таким образом, реальные доходы упали примерно на 10%. И по самым оптимистичным прогнозам, падение это до конца года продолжится, разве что его темпы упадут до 8%. Легкие нефтяные деньги закончились, а потому роста зарплат, опережающего рост производства, больше не будет.
Арина Раксина