Не постановочный эпизод из какого-нибудь боевика, а вполне реальное видео, снятое в московской подземке: человек с пистолетом, теперь уже бывший сотрудник УВД на Московском метрополитене, осенью 2019 года открыл огонь по коллегам из отдела собственной безопасности. Одного офицера застрелил, второго тяжело ранил, едва не убил пассажиров метро и... заслужил снисхождение коллегии присяжных, которая рассматривала дело в суде.
Нечеткая съемка с камер видеонаблюдения. Место действия – комната полиции на станции метро "Рязанский проспект" в Москве. В центре кадра – сотрудник УВД на метрополитене – старший прапорщик Алексей Смирнов. Напротив него – трое сотрудников отдела собственной безопасности. Особисты пришли задерживать коллегу по подозрению в получении взятки, но он внезапно выхватывает пистолет, перезаряжает его и открывает беспорядочную пальбу. Лишь чудом пули не попали в пассажиров подземки.
18 сентября 2019 года около 17:30 со станции метро "Рязанский проспект" стали доноситься звуки выстрелов. Через минуту оттуда выскочил мужчина в гражданской одежде. На тот момент он уже был смертельно ранен, но звуки стрельбы не стихали еще некоторое время. На кадрах видно, как смертельно раненый особист Максим Веялко выбегает со станции и скрывается во дворах. Через несколько минут полицейский был уже мертв – пуля пробила ему артерию. Коллега убитого, еще один сотрудник ОСБ Алексей Лимонов в это время лежит на полу в той самой комнате полиции. Старший прапорщик Смирнов выпустил в него 5 пуль. Вот Смирнов разговаривает по телефону, а после целится из пистолета в случайных свидетелей.
Видеозаписи были сделаны в сентябре 2019-го. Спустя полтора года, в марте 2021-го резонансное преступление рассматривают в суде. В стеклянном боксе – тот самый старший прапорщик Алексей Смирнов. Коллегия присяжных признала: полицейский убил своего коллегу, тяжело ранил другого, открыл стрельбу в метро в час пик и фактически поставил под угрозу жизнь десятков пассажиров подземки. Несмотря на эти громкие обвинения, Смирнов, по мнению присяжных, заслуживает снисхождения. А потому – избежит пожизненного срока. Однако, по мнению психолога, полицейский собран и хладнокровен, о состоянии аффекта не может быть и речи.
"Сама по себе готовность привести оружие в действие при попытке ареста свидетельствует о готовности человека к такому развитию событий и о том, что его подготовка, моральная и физическая, соответствовала этой ситуации. И он явно предвидел такое развитие событий", – говорит психолог Андрей Зберовский.
Почему же полицейский при исполнении открыл огонь по коллегам? На самом деле неприятности у Алексея Смирнова начались за несколько месяцев до трагических событий. Старший прапорщик попал на карандаш к особистам после одного видео, на котором видны полицейский Смирнов и гражданка Филиппин, которая, как выяснилось проживала в Москве без регистрации. Женщина передала человеку в форме некий сверток.
По версии следователей, в карманах старшего прапорщика Алексея Смирнова всегда было много вот таких упаковок с одноразовыми платочками. Он якобы часто снабжал ими мигрантов, задержанных за отсутствие регистрации. Те вероятно, делали вид, что пользовались салфетками по назначению, а после возвращали упаковку доброму полицейскому и благодарили его. Позже стало известно, в чем именно и как выражалась эта благодарность. По одной из версий, между бумажными платочками мигранты прятали свернутую денежную купюру. Предполагаемую взятку за освобождение от ответственности. Вот, например, мужчина в спортивном костюме отдает Смирнову небольшую упаковку. Тот пристально всматривается в пачку, будто пересчитывает содержимое.
"Это вообще шпионская история. Моментальная передача, только вместо микропленки деньги. В карман, при рукопожатии в руке, купюра в документах. Это все не новое изобретение абсолютно", – говорит эксперт по безопасности Александр Плотников.
В момент встречи с мужчиной в спортивном костюме полицейский Смирнов уже был под наблюдением сотрудников УСБ. Сразу после передачи платочков особисты и отправились на задержание.
Это восточный вестибюль станции метро "Рязанский проспект". Здесь сотрудники отделения собственной безопасности задержали старшего прапорщика Алексея Смирнова. После ему предложили пройти в комнату полиции, которая находится на соседнем выходе. Путь был где-то метров 200-300 – через всю станцию. Им предстояло спуститься по лестнице и пройти вдоль перронов. Вся дорога занимает не менее 5 минут. То есть у Смирнова было время подумать и, возможно, он уже тогда принял решение об убийстве.
В комнате полиции Смирнов вызвал по телефону скорую и полицию. Все это время он хладнокровно и расчетливо держал на мушке раненого Алексея Лимонова. Он выжил, но от полученных травм стал инвалидом. После старший прапорщик Смирнов сдался приехавшим полицейским. В отношении него возбудили сразу несколько уголовных дел о получении взятки и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
"Ответственность по статье 317 является более тяжкой, нежели чем за простое убийство. Суть данной статьи заключается в том, что посягательство осуществляется в отношении специального субъекта – сотрудника любых правоохранительных органов либо их родственников. Ответственность за посягательство значительно выше – до 20 лет лишения свободы", – говорит адвокат Сергей Горшков.
Вскоре после произошедшего Смирнова арестовали и уволили из органов. Сейчас он по-прежнему находится в СИЗО. О прошлом старшего прапорщика известно немного. Он родился в поселке городского типа Шаховская в 150 километрах от Москвы. Отец Смирнова работал в местной администрации, затем подался в бизнес. Сам бывший полицейский сначала служил приставом, а после перешел на работу в УВД на Московском метрополитене. Увлекался рыбалкой, любил фотографировать. Оказавший под стражей бывший полицейский сразу понял, что ему грозит пожизненное лишение свободы и потребовал суда присяжных. Надежды на благосклонность заседателей частично оправдались: он признан виновным в совершении двух посягательств на жизнь сотрудника правоохранительных органов (2 эпизода, предусмотренных ст. 317 УК РФ) и оправдан по трем другим статьям: ст. 317 УК РФ и по эпизодам получения взяток.
Несмотря на историю с передачей платочков, присяжные признали Смирнова невиновным в получении взяток. В чем именно он заслужил снисхождения по другим, куда более тяжким статьям, пока неизвестно. По закону, присяжные не комментируют свое решение. Вдова и отец погибшего Максима Веялко, посмертно награжденного орденом Мужества, озвучить свое мнение по поводу вердикта заседателей отказались. Не захотел говорить и чудом выживший Алексей Лимонов.
Сторона обвинения попросила приговорить Смирнова к 22 годам лишения свободы. Теперь слово за судьей, который и должен определить срок наказания. Приговор назначен на 5 апреля.