«Северный поток – 2» окончательно превратит Германию в главного партнера «Газпрома» в Европе. Украина, Польша и прибалтийские страны, увлекшись борьбой с зависимостью от российского газа, добровольно отказались от этой роли.
Сегодня дан старт Северному потоку-2, трубы на дно Балтийского моря уложат очень быстро.
На днях нэньке объяснили, почему новый российский трубопровод по дну Балтийского моря будет реализован, несмотря на ее сопротивление. «Когда мы говорим, что это не экономический, а чисто политический проект, направленный против Украины, мы забываем, что в нем принимают участие и европейские компании. «Газпром» имеет в нем лишь 51 процент», — сказал Европейской правде источник в Еврокомиссии, участвующий в переговорах с «Газпромом».
Другими словами, доказывая, что Москва усмиряет Киев при помощи газовой дубинки, придется учесть, что сообщниками в этом деле выступают также Лондон (Shell), Амстердам (Shell), Берлин (E.ON, BASF/Wintershall), Париж (ENGIE) и Вена (OMV).
Кроме того, собеседник интернет-газеты намекнул, что у нэньки в ЕС пока мало сочувствующих среди серьезных стран. Виной тому — фактическое банкротство «Нафтогаза». А банкрот-транзитер весьма ненадежен, поэтому Россию в Европе хорошо понимают.
Имеет поддержку «Северный поток – 2» и в ассоциации Eurogas, которая объединяет 44 газовые компании Европы. «Как ни странно это может звучать, прямые поставки газа из России в Германию по дну Балтийского моря не противоречат единой энергетической политике ЕС, а поддерживают ее. Газ, который приходит в Европу не через Украину, Белоруссию или другие страны, попадает в Германию — государство с высокой компетенцией, свободным рынком. Газ может поставляться по конкурентным ценам, в том числе и в Восточную Европу», — заявил на днях президент Eurogas Гертьян Ланкхорст.
Тем временем Восточная Европа, увлекшись борьбой с «Газпромом», попала настоящую кабалу к производителям сжиженного газа.
Литва, год назад пригнавшая в Клайпеду передвижной терминал СПГ, с удивлением обнаружила, что газ из Норвегии в полтора раза дороже российского. И даже попыталась подкорректировать свои контрактные обязательства. Еще больше удивились поляки, которые тоже обзавелись терминалом СПГ, — оказывается, цена на газ из Катара вдвое выше, чем предлагает ненавистный «Газпром». У обеих стран контракты на двадцать лет, в которых прописан принцип take-or-pay — «бери или плати».
На днях подписан контракт о строительстве между Польшей и Литвой газопровода. Еврокомиссия объявила его приоритетным и выделила 300 млн евро. Надо полагать, через несколько лет Польша и Литва получат возможность продавать друг другу излишки дорогостоящего газа. Что они пытаются доказать миру, для меня загадка.
Зато теперь у «Газпрома» появился неплохой аргумент в судебных тяжбах о несправедливой цене. Могут ведь платить! И даже куда дороже, чем России.
К Украине это тоже относится, кстати. Если нэнька готова покупать реверсный газ дороже, то и спор о слишком высокой цене «Газпрома» теряет всякий смысл.
Реализация «Северного потока – 2» тем временем обретает осязаемые черты. О своем желании принять участие в финансировании проекта и в размещении следующего выпуска евробондов «Газпрома» объявила итальянская группа Intesa Sanpaolo. Они уже имеют опыт работы с ценными бумагами российской монополии. «Последнее размещение на 1 миллиард евро пролетело мгновенно, как молния, спрос в два раза превышал количество евробондов», — рассказал РИА Новости председатель совета директоров «Банка Интеза» Антонио Фаллико.
Президент Eurogas считает, что нельзя превращать газовый бизнес в политику. Оценивая новые проекты транспортировки российского газа в Европу, нужно думать прежде всего о том, что это крупные вложения в инфраструктуру Старого Света, а не об укреплении могущества России на рынке «голубого топлива». Гертьян Ланкхорст не согласен с теми, кто считает «Газпром» монополистом, поскольку от его поставок целиком зависят лишь немногие государства в Европе.
Вряд ли на Украине или в Прибалтике прислушаются к мнению профессионалов, привыкших считать деньги, а не получать политические дивиденды от громких заявлений. Борьба с «Газпромом» — это так увлекательно. И так далеко от экономики.
После 2019 года, когда закончатся торжества по случаю похорон великих транзитных держав, им придется выбирать, покупать газ в Германии или в России. В Германии будет, конечно, дороже. Но совершенно не исключено, что та же Польша предпочтет российский газ, поступающий с запада, а не с востока. Независимость от здравого смысла стоит недешево.
А России все равно. Свои деньги мы получим при любом раскладе.
Павел Шипилин