Возвращение к власти талибов может стать катализатором для китайских проектов в Афганистане, которые были заморожены или развивались вполсилы.
В 2008 году китайская компания выиграла 30-летнюю аренду на сумму 3,5 миллиарда долларов на разработку рудника по добыче меди Мес-Айнаке. Считается, что на этом руднике находится второе по величине в мире месторождение меди, оцениваемое в 50 миллиардов долларов.
Прогресс по этому проекту был очень медленным, и старое афганское правительство даже обдумывало судебные иски против консорциума. Однако сделка с китайским консорциумом остается в силе.
Еще один китайский проект в Афганистане, который не достиг особого прогресса, это контракт на разработку трех нефтяных месторождений.
В 2011 году Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) выиграла тендер на бурение нефтяных месторождений на сумму 400 миллионов долларов в течение 25 лет.
Китайские правительственные чиновники признавали, что Китай выигрывал тендеры для того, чтобы опередить другие страны, зная, что не начнет развивать свои проекты в ближайшие годы из-за отсутствия безопасности и коррупции афганского правительства.
Недра Афганистан могут содержать 60 миллионов тонн меди, 2,2 миллиарда тонн железной руды, 1,4 миллиона тонн редкоземельных элементов, таких как лантан, церий, неодим, а также залежи алюминия, золота, серебра, цинка, ртути.
Афганистан располагает огромными запасами лития, который является ключевым компонентом в создании литий-ионных аккумуляторов, использующихся как источники питания от мобильных телефонов до электромобилей и новых поколений подводных лодок.
Если Китай получит контроль над неиспользуемыми месторождениями лития и редкоземельных элементов в Афганистане, это станет главным преимуществом для Пекина в его развивающейся конкуренции с США и Европой за ресурсы.
В 2019 году США импортировали из Китая 80% редкоземельных элементов, а государства ЕС - 98%.