Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева, он же ЗТМ или ХЗТМ. Специализируется на выпуске тепловозов, тракторов и двигателей, но основной продукцией завода всегда была и остаётся бронетехника.
Предприятие с богатейшей историей и с поистине огромным опытом работы. Предприятие, которое после гражданской войны и эвакуации во время Великой Отечественно смогло не просто наладить производство, а расширить его и с успехом выполнять все государственные заказы на новейшую технику. Но всё это было до 1991 года.
Что же происходит с ним после распада Советского Союза и его включения в состав УкрОбронПрома?
После обретения Украиной независимости «завод имени Малышева» какое-то время ещё оставался на плаву, по инерции, за счёт старого, ещё советского задела. Например, в 1996 году за счёт советского же Т-80УД «Берёза» заводом был заключен солидный контракт с Пакистаном на сумму порядка 550 миллионов долларов на 320 машин. Контракт выполнили все за три года.
Но уже с середины 90-х годов на заводе начались определённые проблемы: так в 1994 шесть гектаров территории одного из крупнейших оборонных предприятий страны передали на создание первого на Украине коврового комбината. А с 1997 года часть производственных мощностей завода отдали под производство польского комбайна «Обрій».
В 1998 году завод вовсе опустился до производства оружия несобственной разработки - 120-мм танковой пушки Натовского образца...
Начало нового тысячелетия для предприятия ознаменовались очередными продажами имущества и площадей: заводские базы отдыха для сотрудников, учебные корпуса, столовые - всё лихо распродавалось с молотка в частные руки и становилось супермаркетами, складами, отделениями банков. Выплаты зарплат сотрудникам регулярно задерживали и резко снизили до уровня 100 гривен в месяц, завод перестал даже отчислять средства на пенсии рабочих. Однако с началом 2000-х забрезжил и призрачный свет надежды - бронетехника собственной украинской разработки: танки «Булат», «Оплот»; бронетранспортеры БТР-3, БТР-4.
Заводу удалось заключить несколько весьма солидных договорённостей на поставки бронетехники заграницу. Среди них контракт на поставку Ираку БТР-4, суммой в 457 миллионов долларов, контракт с Таиландом на поставку танков «Оплот» на сумму свыше 200 миллионов долларов, контракт с Суданом на 120 БТР-3Е1.
Предприятие даже впервые после распада СССР объявило о наборе новых рабочих!
И чем же в итоге закончились эти контракты?
Ирак принял только первые 88 БТР-4 из 420 и наложил на завод штрафные санкции в размере 3 миллиона долларов из-за неудовлетворительного качества сборки машин - трещин по бронекорпусам БТР. Таиланд до сих пор из заключённого ещё в 2011 году контракта получил только 10 танков из 49, и уже задумывается о смене поставщика. А Судан и вовсе аннулировал контракт по тем же причинам, что и Ирак.
В итоге на октябрь 2012 года общий долг «завода имени Малышева» составил 578,24 миллионов гривен...
Ставшее на грань банкротства предприятие спас лишь вооружённый конфликт на востоке страны: ремонт повреждённой в боях бронетехники и заказы на новые машины для ВСУ - немного выправили финансовую ситуацию в положительную сторону. Завод даже перешёл на трёхсменный график работы.
Но боестолкновения на Донбассе не вечны и когда-нибудь закончатся, а какое же будущее будет ждать танкостроительный завод, наполовину уничтоженные мощности которого за три с поливной года работы произвели всего лишь 10 танков по важнейшему заказу мирного времени?
Реактор