В то время как премьер Украины Арсений Яценюк регулярно (словно школьник) отчитывается перед своими западными «союзниками» о проделанной работе, пытаясь доказать, что в состоянии нащупать выход из глубочайшего системного экономического кризиса, украинские эксперты при помощи статистики лишают правительство в Киеве последних иллюзий.
Как сообщает ТАСС, во вторник на пресс-конференции директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник огласил свой крайне негативный прогноз. По его словам, уже через несколько месяцев уровень реальной и скрытой безработицы на Украине может охватить половину населения страны.
«Безработица зимой может достигнуть уровня 50 процентов — явного и скрытого, — пояснил Бортник. — Часть людей просто будут иметь задержки зарплаты, которые постоянно растут, часть людей будут ходить на один рабочий день, хотя формально будут трудоустроены».
А что же зимой? А вот , что
Правительство Украины готовится утвердить план прохождения будущей зимы. Но разработанные при участии американских и канадских организаций этапы подготовки к отопительному сезону 2015-2016 гг. вынесли приговор населению: каждый будет спасаться своими силами.
В основном план к зиме предусматривает недопущение развала системы производства и поставки электроэнергии – атомных, тепловых и гидроэлектростанций. Вторым важным моментом является план мероприятий в случае снижения поставок газа для теплокоммунэнерго и сокращения или прекращения подачи тепла в квартиры населения. Третьей ключевой задачей стоит поиск денег для закупки газа, угля, мазута и электроэнергии. Одним словом, нет такой сферы, где у правительства была бы уверенность, что зимой ничего не случится.
Ведь о нехватке 5-6 млрд кубометров газа, дефицита 10-12 млн тонн угля, необходимости импорта электроэнергии до конца года на уровне 3-5 млрд кВт-час, изношенности оборудования – об этом уже знают, кажется, все. Но понятно, что решением всех этих вопросов будут заниматься Минэнерго, "Нафтогаз", "Энергоатом", "Укрэнерг", другие государственные и частные компании. И здесь стало понятно, что обычные граждане "потерялись" на страницах плана и о них как-то "забыли".
Хотя можно и нужно было бы вспомнить, так как в проекте плана признается, что "основанием для введения в действие плана является угроза или возникновение в осенне-зимний период чрезвычайной ситуации в ТЭК регионального или местного уровня". То есть разработчики плана – и не имеет значения их национальность – признают катастрофическое состояние даже не подготовки, а самого прогноза прохождения отопительного сезона 2015-2016 гг.
Но в плане ограничились "скромными" предложения снизить температуру с 18 до 16 градусов при отоплении в квартирах и приведении возможностей Красного Креста обогреть, накормить и подлечить буквально в каждой области по несколько сотен человек. А также не менее логичным является предложение продления каникул в учебных заведениях и объединения школ, больниц, других социальных учреждений в случае ограничения тепла и электроэнергии.
Как это ни прискорбно, но предлагаемый план действий свидетельствует, что кроме спасения целостности энергосистемы приоритетной задачей является сохранение рабочего состояния промышленных предприятий – химия, металлургия, горно-обогатительные комбинаты. И логика в этом есть, так как если окончательно "угробить" промышленность, то откуда в бюджете возьмутся деньги? Здесь особенно не поспоришь, так как дальнейшее падение экономики только усугубит ухудшение жизни людей. Но закавыка в том, что без людей экономика не сможет функционировать.
Предлагаемый план не отвечает на вопросы, куда бежать, что делать и как перезимовать ночь без тепла и электричества. А без электричества в масштабах города – значит и без воды, без освещения дорог, без транспорта.
Признавая перспективу замерзания населения, план не предусматривает глобальной программы спасения регионов страны. И правительство, и "Укрэнерго" осведомлены, что Украина поделена на четыре региона – Центральный, Западный, Южный и Запорожско-Днепропетровский. При условии распределения имеющегося ресурса газа, угля и электроэнергии можно было бы спланировать отключения каждого из регионов и направления для него срочной помощи. Ведь чрезвычайной ситуацией будет все равно заниматься МЧС Украины.
К сожалению, в случае кризиса людям придется побеспокоится о себе самостоятельно. В первую очередь в зоне риска окажутся жители частных домов, так как они в первую очередь прочувствуют снижение давления природного газа и отключение электричества.
При этом план подготовки к отопительному сезону предусматривает следующее: "Если погодные условия достигнут ЧС 2 степени, тогда снизить температуру теплоносителя до минимума (10 градусов) с целью защиты систем от замерзания и переместить людей в приюты". Вопрос на засыпку: где эти приюты? И даже если бы они были, то какой масштаб таких приютов должен быть для самых крупных городов Украины, чем обогревали бы такие приюты?
Как бы это примитивно ни звучало, но в технологическом 21 веке населению нужно надеяться на теплую одежду, запасы воды и свечи. Но и этого хватит, в лучшем случае, максимум на 12 часов. Если же за это время проблемы с теплом, электричеством не решат, то возможно и спасть будет некого. Не говоря уже об уроне здоровью, который будет катастрофическим.
Дизель-генераторы, отопление на дровах или других энергоресурсах поможет совсем ограниченному количеству людей, кто может себе позволить их приобрести. Ожидать сплочения гражданского общества и взаимовыручки в такой глобальной кризисной ситуации – также напрасно. На всех дизтоплива или дров не хватит.
Де-факто авторы документа подготовки отопительного сезона между строк признают, что у них нет плана общенационального спасения. Де-юре в тексте плана предусмотрен текст практически "прошения" к мировой общественности: "В случае наступления критического состояния в поставках топлива (газ, уголь, мазут) на электростанции, правительство Украины обращается к странам ЕС, США, Китая, Южно-Африканской Республики и других возможных импортеров о возможности организации срочных поставок угля, мазута, реверса газа. А также организации централизованной закупки топлива и поставки его на все электростанции (независимо от формы собственности) за счет привлечения кредитов международных финансовых организации для финансирования закупки топлива (Мировой банк, Международный валютный фонд, ЕБРР и т.д.)".
Сейчас переговоры с МВФ, ЕБРР и Мировым банком сводятся к тому, чтобы договорится о так называемых "кризисных кредитах" на время отопительного сезона 2015-2016 гг. Ведь если проблема с газом и углем не будет разрешена и риски замерзания населения резко возрастут, то у остального мира останется только один путь – безоговорочно выделить деньги.
Юрий Корольчук
Глава Наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина)