В некоторых городах Украины уже готовятся к завершению отопительного сезона. При этом погода еще обещает быть временами снежной и холодной, а формально батареи разрешено отключать только 15 апреля. В то же время, торопясь отключить отопление, в правительстве, профильном министерстве и "Нафтогазе" не уверены в том, что батареи можно будет включить в октябре 2015 года.
Согреемся надеждой
Теплая зима и не менее теплая весна создала ложное впечатление не только у обычных граждан, но и у представителей власти о том, что проблем в энергетике в сезоне 2015-2016 гг. не предвидится. Но проблемы нехватки газа для предприятий теплокоммунэнерго и дефицита угля для тепловых электростанций в следующем отопительном сезоне 2015-2016 гг. все же существуют. В результате нам грозит холод в квартирах и повторение веерных отключений.
Соответствующая позиция по типу "авось как-то будет и в 2015 году" была сформирована в Минэнерго. Сейчас, конечно, можно увидеть попытки разработать и определить баланс энергетических ресурсов (газа и угля), которые нужны стране в этом году. Но все упирается в отсутствие финансов как у государства, так и у частных компаний, а также в неэффективную работу на поприще тарифов НКРЭКУ и Минэнерго. Деньги же нужны, в первую очередь, чтобы закупить природный газ, уголь и ядерное топливо.
К этому еще стоит добавить политическую нестабильность, конфликты вокруг разных финансово-промышленных групп ("Приват"), неопределенность дальнейших экономических отношений с территориями, которые контролируют формирования "ДНР" и "ЛНР".
Ведь если быть честными, то худо-бедно перезимовать Украине позволили два фактора. Во-первых, закачка в 2014 году в ПХГ российского газа объемом более 9 млрд. куб. м без оплаты. Фактически "Нафтогаз Украины" не заплатил 3,5 млрд долл. В результате - начало судебного спора з "Газпромом", только в декабре 2014 г. "Нафтогаз" оплатил часть этого долга - приблизительно 1,5 млрд долл. И то - деньгами МВФ.
Во-вторых, Украина перешла частично на импорт угля для ТЭС, которые потребляют антрацит. Но нестабильные и скандальные поставки из Южно-Африканской Республики не могли гарантировать нужные объемы для ТЭС. А поставки угля из России для компании ДТЭК вообще прекратились с конца 2014 года.
К этому стоит добавить и постепенный вывоз угля из Донецкой и Луганской областей, которые контролируют формирования "ДНР" и "ЛНР". Но если еще в зимние месяцы процесс доставки угля не блокировали, то уже с конца февраля часть ТЭС используют остатки угля. Как результат, всего за месяц - до конца марта - запасы на ТЭС сократились вдвое с 1,5 млн т до 750 тыс. т. Такого не было никогда.
Во всех случаях особую роль сыграла теплая погода. И особенно удивительно слышать из уст руководителей отрасли заявления, что Украина и дальше рассчитывает на теплую зиму – теперь уже в 2015/16 годах.
Похоже, что именно за счет "надежды" правительство будет формировать энергобаланс на 2015 год. Ведь даже баланс всегда такого понятного газа сегодня не могут достоверно просчитать ни в Минэнерго, ни в "Нафтогазе".
Бумажный баланс не спасет
Поэтому продолжают удивлять заявления "из недр" Минэнерго о том, что, оказывается, в 2015 году Украина увеличит импорт природного газа по сравнению с 2014 годом на 33% – до 26 млрд куб. м. Такую мысль высказал заместитель министра энергетики Александр Светелик. Правда, зачем Украине 26 млрд кубометров, когда промышленность потребляет меньше газа, а долю ТКЭ и населения планируют сокращать? Даже при накоплении запасов газа в ПХГ на уровне 18-19 млрд куб м нам "с головой" хватит импорта на уровне 20 млрд куб.
В результате, сейчас у «Нафтогаза» есть 1,7 млрд долл., предусмотренных соглашение с МВФ, которые пойдут на закупку реверсного газа объемом до 6 млрд куб. м. Еще как минимум 8-10 млрд нужно будет купить или у России, или у ЕС. А это еще 2,5 млрд долл., которых у страны нет.
Относительно угля ситуация совсем плачевна. К проблеме финансов присоединяется проблема добычи угля. Ведь практически все "антрацитовые" шахты (около 30 млн т угля) - вне контроля Украины. По приблизительным оценкам, если не жить надеждой на теплую зиму, придется дополнительно выложить при подготовке к отопительному сезону около 1 млрд долл. на закупку угля.
Денежные и ресурсные проблемы будут дополняться внутренними "разборками" между производителями электроэнергии. В частности, речь идет о давнем желании "Энергоатома" повысить тариф с нынешних 40 коп. до 70-80 коп. за 1 квт-ч. В то же время, в таком случае ТЭС могут остаться в стороне и без пересмотра тарифа в сторону повышения.
И в таком случае еще более обострится вопрос финансов – ведь откуда тогда возьмутся деньги на закупку угля?
Самая стабильная ситуация – в вопросе ядерного топлива. Объем закупаемого топлива на уровне 600 млн долл. не идет ни в какое сравнение с финансовым дефицитом в газовой и угольной отрасли. Но от "перепадов" работы энергосистемы могут "пострадать" АЭС, которые в прошлую зиму увеличили выработку электроэнергии. И следующей зимой за счет АЭС попробуют "вытянуть" электробаланс.
Сыграют свою отрицательную роль и инфляция, ослабление гривны к доллару, снижение платежей за потребленную электроэнергию.
Как в этой ситуации свести реальный, а не бумажный энергобаланс страны – непонятно. Точнее, фактически невозможно. Понятно одно: стране не хватает как минимум 4 млрд долл. для закупки энергоресурсов и оплаты производства тепла и электроэнергии.
Где их возьмет правительство?..
Юрий Корольчук
Глава и член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий