Александр Роджерс о том, какие шаги, по его мнению, необходимо предпринять для сохранения экономики Украины .
Вольное сочинение на тему «Как я бы спасал экономику Украины».
В первом приближении. Во-первых, полностью перестроил бы банковскую систему. Текущий вариант абсолютно бесполезен для реального сектора экономики, а в его сегодняшнем состоянии проще создать новую, чем реанимировать старую.
Резко сократить численность банков и сделать их узкую специализацию. Банки регионального развития (по одному в каждом регионе) и отраслевые банки, единый Внешэкономбанк (ВЭБ), занимающийся всеми экспортно-импортными операциями и подконтрольный правительству Центробанк. Всё.
Поменять главный принцип банковской деятельности. Потребительские кредиты ликвидировать как явление. Обязать банки инвестировать в реальный сектор экономики не менее 80% имеющихся средств (ибо в этом и есть главный смысл банковской деятельности). В идеале вообще ликвидировать ссудный процент, заменив его на долю от прибыли. Тогда нивелируется целый ряд рисков, которые регулярно дестабилизируют монетаристские системы запада, вызывая там регулярные кризисы.
Во-вторых, целевая проектная эмиссия денег на развитие конкретных производств. Деньги в таком случае обеспечиваются стоимостью создаваемых объектов, поэтому инфляции не наступает. Почему этого не делали до сих пор? Потому что НБУ находится под внешним монетаристским управлением МВФ и ФРС США.
Кстати, не признавать сделанных хунтой долгов. Вы давали деньги проходимцам? Ваши проблемы, с них и спрашивайте (а мы можем их вам выдать — хотите чучелом, хотите тушкой).
В-третьих, выстраивал бы государство, как сверхкорпорацию. Государство должно зарабатывать само, а не собирать налоги с других. Естественные монополии не могут быть убыточными (если, конечно, не «постараться»). Единственный стратегический инвестор, который может системно вкладывать ресурсы в развитие украинской экономики — это государство.
Никаких западных инвестиций никогда не было, нет и не будет (по сугубо объективным причинам, к примеру — теорема Паршева).
Аналогично единственный заинтересованный в развитии украинской экономики актор — это украинский народ (та его часть, которая не майданулась). Но это всё присказки, дальше основные шаги.
Для начала я бы постарался максимально спасти высокотехнологичный сектор экономики. А это невозможно без контрактов с Россией.
Если ради этого нужно было бы депортировать пятьдесят или даже сто тысяч «свидомых» русофобов в Канаду — нужно депортировать, они заслужили. Всё равно подавляющее большинство из них это трутни, не способные к созидательному труду.
Но один промышленный кластер не вытянет всю страну, он не может и не должен кормить миллионы тех, кто в него не вовлечён. Поэтому огромную массу безработных (а это свыше 10% населения) нужно было бы вовлечь в трудовые армии по примеру Рузвельта (сугубо добровольно).
Эта трудовая армия частично отправилась бы восстанавливать разрушенное сельское хозяйство (в каждом регионе десятки заброшенных сёл и куча неиспользуемой пахотной земли), а частично была бы привлечена к построению масштабных инфраструктурных объектов — современных автомобильных и железнодорожных дорог (возможно, маглевов) или обновлению фондов ЖКХ.
Чтобы мотивировать людей к труду и увеличить ресурсную базу, нужно ликвидировать олигархию, как явление и как класс.
Всё, дальше додумывайте в меру своей испорченности.
Сократить численность чиновников в разы. Начать со всяких «управлений евроинтеграции», «люстрационных комитетов» и «антикоррупционных бюро».
По сравнению с советскими временами за годы «независимости» число чиновников выросло примерно в 20-25 раз, а эффективность упала в ещё большее число раз, невзирая на компьютеризацию.
Всем уволенным чиновникам предлагать вступление в трудовые армии. Если отказываются, то их выживание — это их проблема. Это касается вообще всех (кроме детей и пенсионеров), кто не вовлечён в деятельность государства.
Взамен мы убираем большую часть существующих налогов — государство обеспечивает себя само.
Жёсткая экономия по Роджерсу. Не за счёт самых бедных, как у либералов, а наоборот.
Например, запрет на несколько лет на ввоз автомобилей престиж-класса и прочих предметов роскоши. Каждый зарабатываемый доллар должен идти на закупку оборудования и технологий. Максимальное сокращение импорта, повсеместное внедрение программ импортозамещения.
Классический капитализм по Веберу — тяжёлый каждодневный труд и максимальная экономия — вот основа для развития. Этот путь прошла послевоенная Япония, этот путь прошли Германия и СССР, аналогично выходили из Великой Депрессии США. Другого пути просто не существует.