Бои в районе Дебальцево окончились фактическим поражением украинских войск, которые, однако, по сообщениям официального Киева, покидают его с оружием и техникой. Президент Украины Петр Порошенко обвинил Москву в нарушениях Минских соглашений, к нему присоединились представители западных стран. Ключевым вопросом становится то, последуют ли вслед за боями новые ужесточающие санкции против России.
Ближе к вечеру вторника президент Украины прибыл в Артемовск - ближайший к территории, занятой сепаратистами, крупный город, находящийся под контролем украинской армии. Именно сюда, как сообщает официальный сайт Петра Порошенко, были «перегруппированы» военные из-под Дебальцево.
«Я горд и счастлив, - заявил президент, - что являюсь верховным главнокомандующим таких вооруженных сил. Вы держали удар до конца, не сдавая своих позиций в Дебальцево. Мы защищаем свою землю, и я каждому из вас благодарен за мужество, за героизм».
Во время посещения Порошенко Артемовска званием Герой Украины был награжден командир 128-й Мукачевской горно-пехотной бригады Степан Шаптала. Под его предводительством украинцы бойцы вышли из окружения под Дебальцево.
Стоит отметить, что прошлым летом, вскоре после окружения украинских войск в котле под Иловайском, Порошенко посетил Мариуполь, наступление сил ДНР на который было остановлено с заключением первых минских соглашений. Тогда официальный Киев обвинял Москву в прямом военном вмешательстве в конфликт на востоке Украины (Россия это категорически опровергала), на этот раз он заявил, что «весь мир увидел, как Россия не выполняет свои обязательства».
Определенные вопросы вызывают распространенные в среду западными СМИ кадры отступления украинских войск, причем с оружием и техникой. Поскольку силы ополченцев не препятствовали видимым образом отступлению, найдутся те, кто сделает предположение, что котел все-таки замкнут не был. Это дает Порошенко основания, правда, довольно хрупкие, говорить о том, что отступление было «плановым».
Ранее глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко заявлял, что подконтрольные ему подразделения продолжат бои во «внутренних районах республики» и обещал, что «любая попытка вырваться из котла будет нами пресекаться». Позже он предложил силовикам покинуть этот район без оружия и техники.
В свою очередь, Владимир Путин сразу после переговоров в Минске заявил, что исходит из того, что украинские военнослужащие должны сложить оружие и отступить.
Впрочем, эти кадры не дают представления об объемах выведенной техники, и нельзя исключить, что между сторонами была достигнута определенная договоренность по конкретному случаю. Прорыва, по всей видимости, не было - во всяком случае, никаких сообщений о неизбежных в такой ситуации жертвах не было.
Правда, официальный Киев утверждал в середине дня, что из «сектора» выведено до 80% украинских сил, но подтверждений этому со стороны самопровозглашенных республик пока не поступало. Вечером Порошенко в своем «твиттере» сообщил, что из района вышли 2475 солдат и около 200 единиц оружия.
Очевидно, Киев стремится выйти из ситуации военного поражения с наименьшими имиджевыми потерями. Обвинение в нарушении Минских соглашений может быть использовано в качестве повода для ужесточения санкционной политики против Москвы.
В открытой части Минских соглашений судьба этого района и военных была не прописана, поэтому западные страны и Украина настаивали на том, что никаких исключений из режима прекращения огня для этого района быть не может. Как неоднократно предполагали многие западные СМИ, именно она была одной из основных точек разногласий.
И теперь можно только предполагать, станут ли дебальцевские бои лишь досадным эпизодом в долгой работе по мирному урегулированию, или же, напротив, приведут к очередному витку межгосударственной конфронтации.
«То, что Дебальцево – это заноза — было ясно с самого начала, - считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. - Украинская сторона сама себя загнала в угол утверждениями, что это неправда. А тогда, собственно, что?»
Он уверен, что ситуация не должна помешать дальнейшей работе по урегулированию конфликта.
«Мне кажется, что Дебальцево — это все-таки эпизод, который завершился. С самого начала было понятно, что это будет проблемой, что это превратится в аналог Донецкого аэропорта, который торпедировал первый Минск. Но сейчас украинская сторона, сопровождая все это трескучей риторикой, решила отступить. Это должно стать некой точкой, ну а дальше начинается работа по попыткам имплементации того, о чем договаривались».
Иной точки зрения придерживается руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
«В любом случае, сейчас Россию сделают стороной, которая отвечает за действия ополченцев. Можно ожидать только ухудшения ситуации и подтверждения прогнозных санкций Евросоюза в отношении России в независимости от того, как и кто действовал в рамках дебальцевского котла. Причем Евросоюз изначально предполагал возможный сценарий введения дополнительных санкций, это доказывается объявлением очередных санкций в начале недели. И можно уже задавать вопрос, по чьей инициативе заранее предполагалось возобновление этого давления, пока еще шли переговоры. Я имею в виду все эти телефонные разговоры и так далее».
Как заявил специальный представитель и координатор по международным энергетическим вопросам в бюро энергоресурсов Госдепартамента Амос Хохштейн, США готовы усилить санкции против России. В среду же глава европейской дипломатии Федерика Могерини призвала Россию и сепаратистов к «немедленной и полной имплементации» Минских соглашений, пригрозив принять «адекватные меры в случае продолжения огня и других его нарушениях». Что конкретно имеется в виду, она не уточнила.
Между тем, вернувшись в Киев, Петр Порошенко провел совещание с членами Совета национальной безопасности и обороны Украины, в ходе которого заявил, что обсудил с Бараком Обамой, Ангелой Меркель и Франсуа Олландом введение миротворческой миссии на Украину.
«Думаю, лучше всего, если это будет полицейская миссия ЕС», — заявил Порошенко.
О вводе миротворческого контингента неоднократно говорили представители самопровозглашенных республик, на него же осторожно намекала Москва накануне Минских переговоров. Очевидно, он уже обсуждался, но можно предположить, что стороны не пришли к согласию о его возможной подчиненности. Для Москвы наиболее желательными были бы силы ООН, а вот миссия любых других международных структур, в которых Россия не состоит, автоматически исключала бы участие россиян, так что вряд ли такое предложение будет принято ополченцами.
Напряженная ситуация на фронте, фактическое военное поражение, создает дополнительные политические риски для самого Порошенко внутри Украины. Тем не менее, украинские политологи полагают, что серьезных угроз его власти пока нет.
«Альтернативы ему сегодня не существует. Александр Турчинов (глава СНБО), Арсений Яценюк (премьер-министр) или командиры батальонов не могут заменить Порошенко», – уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
По его мнению, нынешний президент Украины устраивает всех внешнеполитических игроков – ЕС, США и Россию, для которой он, в конечном счете, вполне удобный партнер.
Тем не менее, предпринимать кадровые перестановки Порошенко придется, уверен директор Центра политических исследований Михаил Погребинский. «Возможно, некоторые из них ему не по душе», – считает он. Например, как полагает директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, потеря Дебальцево может стоить должности начальнику Генштаба Виктору Муженко.
Погребинский уверен, что даже в этих сложных условиях Украина должна сохранить перемирие. «Необходимо соблюдать Минские соглашения, поскольку Украина заинтересована прекратить войну. Передышка нужна для получения оружия, укрепления армии, а затем – проведения переговоров с более сильной позиции, – уверен он.
Такой же точки зрения придерживается и Вадим Карасев, убежденный, что сейчас все стороны противостояния истощены. Поэтому после получения Дебальцево под свой контроль представители самопровозглашенных республик, вероятно, возьмут паузу. Она может продлиться около полугода. Столько времени Украине необходимо для проведения реформ, которых от страны требуют кредиторы и получения кредита от Международного валютного фонда.
«Какая альтернатива? Ввод военного положения? Но к нему не готово ни общество, ни экономика», – добавляет Карасев.
В то же время пока действия украинской власти, скорее, напоминают попытку консолидировать общество в патриотическом духе, без проведения каких-либо существенных реформ.
Продолжаются расследования против бывших функционеров «Партии регионов» Виктора Януковича. А в среду стало известно о закрытии популярной телепрограммы «Шустер Live», где в этом году выступил российский тележурналист Максим Шевченко, после чего руководство канала принесло извинения украинцам. Также Госкино Украины запретило демонстрацию в стране кинофильма «Брат-2» режиссера Алексея Балабанова.
Третья Мировая