Спустя год после начала демонстраций в Киеве, в результате которых Виктор Янукович лишился поста президента, в городе появился черный рынок обмена валюты. «Продаешь доллары? Я дам больше, 18 [гривен]», — говорит торговец валютой в центре Киева, стоя рядом с обменным пунктом, предлагающим 15,5 гривны за 1 доллар США.
Черный валютный рынок на Украине существовал после распада СССР. Его возрождение — признак того, что страна снова оказалась на пороге финансового кризиса.
С начала года курс гривны к доллару снизился почти на 50%, валютных резервов, которые в октябре сократились до $12,6 млрд, едва хватит на оплату импорта в течение шести недель (по рекомендациям МВФ и экономистов резервы должны покрывать как минимум трехмесячный объем импорта), а ВВП в этом году должен сократиться по меньшей мере на 7%. Сочетание этих неблагоприятных факторов вызывает опасения возможного дефолта страны, в результате чего доходность украинских международных облигаций в ноябре выросла до рекордных уровней (с погашением в 2017 г. — превысила 18%, в 2015 г. — достигла 28%).
Также появились призывы выделить Украине дополнительную финансовую помощь. В мае кризис удалось предотвратить благодаря договоренности с МВФ о предоставлении $17 млрд, а другими кредиторами — $10 млрд.
Однако оно было заключено еще до того, как на востоке Украины, промышленном центре страны, началась война с пророссийскими ополченцами. Из-за прекращения производства на угольных шахтах и сталелитейных заводах экспорт сократился более чем на 10%, что привело к сокращению притока валюты и банковского кредитования. Нестабильность на востоке Украины, а также задержки с формированием правящей коалиции после парламентских выборов 26 октября еще больше подрывают уверенность инвесторов.
Cтрана находится в «порочном круге финансового кризиса», предупредил на прошлой неделе Андерс Ослунд, ведущий западный эксперт по украинской экономике. «В ближайшие четыре месяца стране, которая стоит перед лицом военной агрессии со стороны России, грозит финансовый коллапс», — написал он в своем блоге, призывая украинских лидеров «проснуться».
В пятницу пять украинских партий наконец подписали соглашение о создании коалиции. Таким образом, впервые в истории Украины две трети мест в Верховной раде заняли сторонники европейской интеграции. Незадолго до подписания соглашения премьер-министр Арсений Яценюк постарался заверить журналистов, что слухи о его соперничестве с президентом Петром Порошенко не соответствуют действительности. Также Яценюк пообещал, что новое правительство ускорит проведение реформ по борьбе с коррупцией и модернизации экономики.
Но времени у правительства мало. В этом году от МВФ и других кредиторов Украина получила $8,2 млрд. Но, как заявил на прошлой неделе министр финансов страны Александр Шлапак, вряд ли МВФ выделит дополнительные средства до конца года, поскольку из-за задержек с формированием правительства было отложено принятие бюджета на 2015 г.
В пятницу центробанк Украины ввел процедуру внешнего управления в двух крупных банках, CityCommerce и VAB, что можно расценивать как признак возможных системных проблем в банковском секторе. По словам одного из знакомых с ситуацией людей, это может спровоцировать эффект домино и еще больше банков будут объявлены неплатежеспособными. Также Украина должна выплатить России $3,1 млрд долга за газ и в будущем делать предоплату за поставки.
«Нафтогаз» подтвердил получение от «Газпрома» счета по предоплате за ноябрь →
К концу года валютные резервы Украины могут опуститься ниже $10 млрд, предупреждает главный экономист инвестбанка Dragon Capital Елена Белан. Но быстрая и относительно небольшая помощь международных кредиторов может стабилизировать ситуацию, считает она: это позволило бы вселить уверенность в частных инвесторов, чтобы они вернулись на украинский рынок, и остановить отток капитала. А уже в следующем году, по оценке Белан, Украине понадобится внешнее финансирование в размере $12 млрд при условии, что на востоке страны не возобновятся масштабные боевые действия. «Для западных стран намного легче поддержать Украину сейчас, чем иметь дело с негативными последствиями от возможного финансового кризиса, в том числе в случае их распространения на другие страны и влияния на настроение участников мирового рынка», — говорит Белан.
Перевел Алексей Невельский Ведомости