Положение большинства украинских финансово-промышленных групп за последнее время заметно ухудшилось. Причины на поверхности – в стране война.
Ну а в целом для ФПГ события развиваются именно так, как "ОстроВ" писал еще несколько месяцев назад : решившись на революционные изменения в стране без одновременных либеральных реформ в экономике, олигархи рискуют утратить все свои прихватизационные "достижения" предыдущих 23 лет независимости.
Трансформировать существующую экономическую модель под новые условия они по-прежнему не хотят. Но от желания ФПГ и их владельцев ситуация зависит все меньше и меньше.
Это хорошо видно прежде всего по группе "победителей", в которой тон задает днепропетровская ФПГ "Приват".
Страна подошла к пределу: исчерпаны возможности жить по схеме, при которой олигархи весело и беспечно выводят из Украины миллиарды долларов в год путем уклонения от уплаты налогов, а правительство при этом еще как-то платит "лохам", т.е. гражданам-налогоплательщикам, минимальные пенсии, зарплаты, пособия – и все довольны.
Или, по крайней мере, степень этого недовольства не угрожает тем, кто волей судьбы оказался при власти рядом с корытом под названием "госбюджет Украины".
Теперь же с одной стороны аппетиты "доильщиков" превысили возможности коровы – имеются в виду масштабы хищений из госбюджета.
С другой стороны, очередная революция в Киеве и война на Донбассе способствовали объективному уменьшению "дойного" потенциала.
Это вместе с негативными последствиями от торговых конфликтов с РФ, вызванных бездарной внешней политикой украинского руководства. Как прежнего, так и нынешнего.
Конфетная, вагонная, трубная, сырно-молочная и прочие "войны" – не прошли бесследно. Все они сказались на портфеле заказов, загрузке производственных мощностей, занятости и, наконец, доходах многих предприятий. Особенно на Донбассе.
Впрочем, социальные выплаты уже несколько лет закрывались с помощью кредитов - как и платежи за российский газ. Т.е. чтобы заплатить людям пенсии и зарплаты, власть направо и налево занимала деньги. По которым "капали" проценты. И сейчас, к слову, "капают".
Это прекрасно знает совладелец днепропетровской ФПГ Игорь Коломойский. Но все равно не хочет добровольно прощаться со схемами, позволяющими не платить в бюджет сотни миллионов гривен ежегодно от работы подконтрольных компаний в сфере нефтепереработки.
Поэтому 11 июля и появляется на свет очередное постановление №239 Кабинета министров Украины (КМУ), утверждающее правила продажи нефти на аукционах. Нет сомнений, что в этом документе был очень заинтересован "Приват".
Поскольку эта группа контролирует крупнейшую нефтедобывающую компанию страны ПАО "Укрнефть", а также единственного в настоящее время производителя бензина и дизтоплива в лице Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, на базе которого существует ПАО "Укртатнефть".
Вот уже несколько лет "Укрнефть" через посредников продает нефть для "Укртатнефти" по заниженным ценам. Из-за этого только в 2008-2009 гг. "Укрнефть" недополучила $1 млрд. доходов, по оценке директора консалтинговой компании "А-95" Сергея Куюна.
Соответственно бюджет не получил налоги. Группа "Приват" при этом ничего не теряет, т.к. ей подконтрольны обе компании. А новое постановление КМУ было призвано закрепить существующее положение дел в пользу И.Коломойского.
В частности, новый порядок предусматривает, что стартовая цена украинской нефти на аукционах устанавливается с коэффициентом 0,85 к нефти сорта Brent, которая берется как эталон для ценообразования.
Т.е. если мировая цена $100/баррель, то на украинских аукционах стартовая цена будет на 15% ниже - $85. И поскольку, как уже отмечалось, "Укрнефть" через посредников продает нефть связанным структурам, итоговая цена на аукционах отличается от начальной лишь символически.
Проще говоря, "Приват" выбил себе скидку, за счет которой на 15% уменьшаются доходы, подлежащие налогообложению. Учитывая, что ежегодная добыча "Укрнефти" составляет порядка 14,9 млн баррелей, компания недополучает несколько миллиардов гривен выручки при текущих мировых ценах на нефть.
В довоенной ситуации это было бы вполне обычным делом. Но сейчас, когда в июне из-за отсутствия денег в бюджете правительство всерьез рассматривало возможность отправки бюджетников в неоплачиваемые отпуска на 2 летних месяца – такой "финт ушами" оценивается по-другому даже в самом правительстве, где далеко не все являются искренними друзьями Игоря Валерьевича.
Поэтому Генеральная прокуратура Украины (ГПУ) 19 августа сообщает о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц "Укрнефти" и Украинской межбанковской валютной биржи, через которую "Приват" сам себе продает нефть по "льготным" расценкам.
Кроме того, получает свое развитие история с выкачиванием технологической нефти из магистральных трубопроводов ПАО "Укрранснефть". Это на 100% государственная компания, но возглавляет ее "приватовский" протеже Александр Лазорко.
Ранее он обратился в министерство энергетики и угольной промышленности Украины с не совсем обычным предложением: изъять из транзитной трубы заполняющую ее нефть и переработать на Кременчугском НПЗ, а нефтепровод заполнить водно-азотной смесью.
Дескать, транзита нефти сейчас все равно нет, а страна получит от такой операции дополнительный объем нефтепродуктов. И госбюджету – деньги в виде налогов. Не вникая в технические аспекты относительно последствий такого консервирования трубопроводов, надо сказать о главном.
А.Лазорко предлагал продать государственную нефть из трубопроводной системы на Кременчугский НПЗ, подконтрольный "Привату", по балансовой цене. Которая, примерно, в 40-80 раз(!) меньше рыночной.
Т.е. речь идет об искусственном занижении стоимости сырья в 40-80 раз. Но произведенные из него бензин и дизтопливо, естественно, будут продаваться по нынешней рыночной цене.
Таким образом, владельцы Кременчугского НПЗ получают фантастическую сверхприбыль, а государство соответственно "убирают" на доходы, которые оно должно получить от продажи нефти по текущим рыночным ценам. Размер сверхприбыли получается порядка $1 млрд, в зависимости от конкретных объемов продажи и точной балансовой цены.
Конечно, реакция власти на эту инициативу должна была стать лакмусовой бумажкой.
И она последовала, пусть и с некоторым опозданием: ГПУ 12 августа сообщила о возбуждении уголовного дела по фактам нарушений закона при скачивании технической нефти из системы трубопроводов "Укртранснефти".
Дело в том, что как предполагают эксперты, письменное обращение А.Лазорко в случае одобрения Кабмином просто должно было узаконить хищения, которые де-факто уже состоялись.
Стоит отметить, что даже при В.Януковиче, с которым у И.Коломойского были довольно прохладные отношения, подобный сценарий с уголовным делом казался чем-то из категории фантастики.
Понятно, что расследования еще не закончены и делать окончательные выводы об искренности желания власти поставить олигарха "в стойло" надо лишь после вынесения судом обвинительного приговора.
Пока же по "Укртранснефти" уголовное дело возбуждено не против конкретных руководителей компании, а по факту несоблюдения тендерных процедур при скачивании технической нефти.
Т.е. ГПУ делает вид, что не может выяснить, кто конкретно виноват, но якобы усиленно ищет преступников. Это позволяет подвесить ситуацию на неопределенно время в ее нынешнем состоянии.
А дальше либо дело по-тихому закроют, либо ему дадут законный ход и обвинения будут предъявлены уже конкретным лицам из числа руководства "Укртранснефти".
Впрочем, тот факт, что И.Коломойский столкнулся с достаточно жестким противодействием, уже говорит о многом. Хотя пока нельзя сказать, что это поставило в тупик Игоря Валерьевича.
Так, уже после возбуждения упомянутого выше уголовного дела "Укрнефть", как ни в чем не бывало, снова продает добытый ресурс на УМВБ по заниженным расценкам.
Покупателями, как и ранее, являются фирмы, связанные с "Укртатнефтью". Тем самым совладелец "Привата" четко дал понять оппонентам, что он думает по поводу действий ГПУ.
В свою очередь, находящиеся во власти противники И.Коломойского отреагировали на его июльский демарш, когда в конце месяца во всех сетях автозаправочных станций, подконтрольных "Привату", одновременно прекратилась продажа бензина и дизтоплива.
По мнению экспертов, таким образом группа И.Коломойского, контролирующая пятую часть всех продаж через АЗС, хотела оказать давление на правительство А.Яценюка, предлагавшего поднять рентную плату за добычу нефти. Хотя официальным предлогом для остановки АЗС в "Привате" называли инвентаризацию.
В итоге ренту для нефтяников по настоянию А.Яценюка все же подняли, а против компаний-операторов "приватовских" АЗС Антимонопольный комитет Украины 14 августа открыл дело по подозрению в антиконкурентном сговоре.
Кроме того, международный коммерческий арбитражный суд в Гааге в середине августа вынес решение о взыскании с "Укртатнефти" $100 млн компенсации в пользу российского ОАО "Татнефть" за неправомерное поглощение структурами "Привата" долевых частей татарской стороны в Кременчугском НПЗ в середине 2000-х гг.
И.Коломойский, очевидно, согласился выплатить эту сумму из собственных средств – о чем свидетельствует заявление "Укртатнефти" о готовности выполнить решение суда от 15 августа.
Причина такой "щедрости" объясняется просто: татарская сторона требовала в суде взыскать с государства Украина как соучредителя "Укртатнефти" минимум $450 млн. А вообще претензии достигали $2,4 млрд.
Т.е. решение Гаагского суда, по сути, принято в пользу "Привата". Но инициативе "Укртатнефти" воспротивился КМУ, который, в общем-то вполне резонно, поинтересовался, откуда у компании, официально декларирующей убытки, найдется вдруг такая сумма.
А заодно вспомнил, что собрание акционеров "Укртатнефти", в которой государство представлено через НАК "Нефтегаз Украины", давненько уже не собиралось и не рассматривало ситуацию в компании, в т.ч. финансовую.
Поэтому 22 августа "Нефтегаз" направил в "Укртатнефть" официальное письмо с требованием к правлению созвать собрание акционеров.
А еще ранее, 17 июля, премьер А.Яценюк на заседании Кабмина публично потребовал от Минэнергоугля Украины обеспечить перечисление в госбюджет 1,3 млрд грн. дивидендов из прибыли "Укрнефти", полученной в предыдущие годы.
На эти попытки давления И.Коломойский ответил вполне предсказуемо: сейчас уже середина сентября, но пока что о собрании акционеров компании, которое и должно принять соответствующее решение, ничего не слышно.
Более того, из сообщения Государственной фискальной службы Украины в сентябре стало известно, что "Укрнефть" не перечислила в госбюджет свыше 500 млн грн. августовских платежей за недропользование.
А в сентябре задолженность может возрасти еще на 500 млн грн., подчеркнул глава ГФСУ Игорь Билоус. Со стороны Игоря Валерьевича и "Привата" этот ход выглядит примерно так: "Ах, вот вы как? Тогда вообще хрен вы что от меня получите!".
В смысле, что это наш ответ Чемберлену на попытки правительства А.Яценюка получить дивиденды от "Укрнефти" и ликвидировать схемы уклонения от уплаты налогов в нефтяной отрасли.
Таким образом, конфликт между властью и наиболее влиятельным сегодня олигархом имеет тенденцию к дальнейшему обострению.
В этой связи стоит отметить решения правительства Крыма о национализации имущества И.Коломойского на территории полуострова, а также в Москве, о которых стало известно в начале сентября.
Пока данные процессы для "Привата" идут за пределами Украины – если не рассматривать всерьез решения ДНР и ЛНР о конфискации имущества Приватбанка на подконтрольной территории Донбасса. Но раз они начались, то могут быть перенесены и на украинскую почву.
Виталий Крымов, специально для "ОстроВ"
ОстроВ (информационное агенство)