Майский социологический опрос «Левада-центра» расширил представление о протестном потенциале россиян.
Доля граждан, готовых участвовать в протестных акциях практически не изменилась с острой фазы июля 2018-го года (колебаясь в районе 22-28% по политическим и экономическим причинам).
Однако значительно снизилась вера в возможности протеста. Если тогда от 34-41% опрошенных допускали появление массового недовольства в своем населённом пункте, то сегодня таковых лишь 24-26%.
При этом есть несколько интересных деталей: граждане, осведомленные о проходящих в регионах протестных акциях (Архангельск, Екатеринбург, Ингушетия), склонны выше оценивать протестный потенциал соотечественников и свою готовность участвовать в такого рода мероприятиях. Эти же граждане чаще, чем в целом по стране, подмечают пикеты, митинги и т.д. (6% против 18%) и считают, что за последнее время недовольных властью стало больше (63% против 78%). Сам глава «Левада-центра» Лев Гудков считает, что речь идет не просто об информировании, а о «направленном интересе», а политически активные россияне ожидают, что протесты могут набрать большие обороты.
Приведенные данные создают ощущение, что в обществе до сих пор осталось напряжение от пенсионной реформы, но одновременно появилось определенное разочарование после того, как протестная активность в защиту прав трудящихся не нашла у соотечественников должной поддержки «на улице». В этой связи отдельные кейсы в регионах вызывают интерес в плане реакции властей и их готовности идти на уступки по разным вопросам.
Периодические очаги недовольства не стоит возводить в систему и говорить о снижении политической устойчивости в регионах или на федеральном уровне. Однако неопределенная социально-экономическая обстановка является фактором риска и триггером потенциального массового недовольства. Чем лучше будет обратная связи регионов с Кремлем, тем будет проще просчитывать эти риски и канализировать это недовольство в рамках закона/политической инициативы.