Как известно, в конце апреля президент Владимир Путин поручил правительству РФ определить объемы и источники финансирования мероприятий по строительству транспортного перехода через Керченский пролив. Предварительная документация должна быть готова к 30 мая. В качестве возможных рассматриваются два варианта – возведение автомобильно-железнодорожного моста, а также моста и подводного тоннеля. Ориентировочная стоимость проекта оценивается в $1,2-3 млрд.
С российской стороны уже прозвучало предложение китайским инвесторам подключиться к строительству мостового перехода. Потенциальными партнерами названы China International Fund Ltd и China Railway Construction Corporation. Пока официального согласия на сотрудничество от их представителей не получено.
Между тем аналитики полагают, что проект мало интересен частному бизнесу с точки зрения финансовой выгоды. «Возможность окупаемости вложений выглядит не однозначной, - говорит аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. – С одной стороны, мост может быть платным в случае чего, данный проект действительно может быть интересным, так как концессионные соглашения подразумевают денежные сборы с проезжающих. Но это противоречит законодательству, в котором предполагается, что любой платный участок дороги должен иметь альтернативный бесплатный маршрут. В данном случае это означает необходимость строительства еще одного моста через Керченский пролив, так как единственный альтернативный сухопутный маршрут проходит через территорию другой страны и будет значительно превышать длину моста».
«Впрочем, я не думаю, что китайский фонд рассчитывает на окупаемость строительства моста через пролив», – считает эксперт. По его мнению, участие в строительстве повысит вероятность вхождения азиатских инвесторов в другой проект – глубоководного порта в Евпатории, которым интересовались. Напомним, что в 2013 г. Китай и Украина подписали соглашение о строительстве глубоководного порта близ Евпатории. Кроме того, компании КНР намеревались принять участие в реконструкции Севастопольского морского рыбного порта, а также в строительстве в Крыму аэропорта, верфи и НПЗ.
Разговор об этих проектах, скорее всего, возобновится, как только станут понятны окончательные перспективы мостового перехода через Керченский пролив, уверен экономист Кирилл Тудейко. «Сейчас главное для китайцев – закрепиться в регионе, а также создать здесь соответствующую инфраструктуру, частью которой как раз и станет мост», - пояснил эксперт.
По словам экспертов, мост через Керченский пролив имеет важное значение для экономики. «Уже сейчас транспортная нагрузка в регионе возрастает с каждым днем, - отмечает директор ОАО «Ейский морской порт» Андрей Панычев. – Если учесть планы по развитию Крыма, то можно ожидать, что ситуация будет только усугубляться. Одна из приоритетных задач на ближайшую перспективу – это обеспечить стабильный товарооборот на данном участке. Наличие прямого транспортного сообщения между Крымом и материковой частью позволит также существенно сократить время в пути».
По оценке начальника транспортного отдела 3PL-провайдера LogLab Антона Колошеина, мост через пролив сократит стоимость перевозки на 30-40% и увеличит скорость доставки груза в 2 раза. Кроме того, объединение двух курортных зон может привлечь активных туристов, предпочитающих путешествовать на автомобиле, полагает эксперт.
Добавим, что китайские CRCC и CIF могут привлечь к реализации других проектов на территории России. В частности, предполагается, что они станут инвесторами строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань (ВСМ-2) стоимостью 1,06 трлн руб.