Как считает глава РосПроф, член Общественной палаты России Владимир Шапошников, в нашей стране еще очень далеко до окончательного решения проблемы трудовой миграции. В интервью "Интерфаксу" Шапошников выразил мнение о том, что трудовые права большинства мигрантов в России все еще не защищены.
- Какие тенденции вы наблюдаете в сфере трудовой миграции на сегодняшний день? Как они влияют на экономику отдельных регионов, всей страны в целом?
- Запросы на иностранную рабочую силу с течением времени только растут. С чем это связано? Будем говорить откровенно, в России за постсоветские годы была практически потеряна система профессионально-технических училищ. Престиж рабочих специальностей снизился: сегодня родители не хотят, чтобы их дети стояли у станков или мели улицы. Не потому, что жители нашей страны относятся к этим профессиям с брезгливостью, просто каждый человек сегодня хочет для своего ребенка только самого лучшего, большего, чем было у него самого.
Свою роль сыграло и то обстоятельство, что многие россияне, получив в советские годы от государства жилье и оформив его затем в собственность, оказались готовы сдавать помещения в аренду трудовым мигрантам. Возникла даже проблема так называемых "резиновых квартир". Как вы знаете, сейчас принят закон, направленный на борьбу с этим явлением. Это позитивный знак, хотя ситуация все еще далека от идеала.
Если говорить о трудовой миграции с точки зрения экономики, то стоит признать, что на текущий момент использование иностранной рабочей силы для бизнеса чрезвычайно привлекательно. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев речь в прямом смысле слова идет о рабском труде: никаких обязательств перед такими работниками наниматель по факту не несет. Соответственно, его издержки минимальны, а выгода - максимальна.
При этом результаты труда иностранцев отражаются на жизни наших соотечественников: строятся новые торговые центры, убираются улицы и так далее. Но налогов в бюджеты разных уровней наниматель нелегальных мигрантов не платит. Так что влияние на экономику очень неоднозначно.
- В связи с военными действиями на Украине в этом году в Россию хлынул поток беженцев. Как это сказалось на отечественном рынке труда?
- Я не могу сказать, что это обстоятельство как-то повлияло на миграционную ситуацию в России. Это не видно ни на одном из регионов страны.
Понимаете, все происходит постепенно: беженцам с Украины необходимо время не только на переезд в Россию, но и на получение здесь разрешительной документации для работы, решения жилищных вопросов и так далее. Кроме того, тот стресс, который сейчас испытывают эти люди, бежавшие из своих домов буквально во вьетнамках, не способствует появлению у них желания конкурировать с местным населением на рынке труда. В этом отношении ситуация не осложнилась, однако нагрузка на территориальные подразделения миграционной службы, которые принимают иностранных граждан для оформления их пребывания в России, все же возросла.
Плюс нельзя обойти вниманием тот факт, что на нашей территории находилось немало украинских граждан и до начала военных действий в соседней стране. Вооруженный конфликт заставил этих людей отложить возвращение на родину: они переоформили необходимые документы и продолжили работать в России. Некоторые из них перевезли сюда и своих родственников. Разница в том, что эти люди не нуждаются в дополнительной помощи от государства, поскольку имеют фиксированные места работы и проживания. Они не заинтересованы в получении какого-то особого статуса. Поэтому данная категория людей зачастую не отражается в отчетности о миграционных потоках с Украины.
- А какие настроения царят среди украинских беженцев, находящихся в пунктах временного размещения в России?
- Мы объездили целый ряд пунктов временного размещения украинских беженцев. Первое, на что обращаешь внимание в разговоре с ними, насколько эти люди верят в защищенность, находясь в нашей стране. Они стремятся воспользоваться максимальным количеством возможностей, которые сегодня предоставляет им Россия. Очень многие хотят получить гражданство, так как понимают, что оно позволит им иметь все те льготы, которые есть у россиян.
В связи с этим стоит упомянуть об одном важном нюансе. Все мы понимаем, что рано или поздно военные действия на Украине закончатся, наступит определенная стабильность, но та ответственность, которую мы берем на себя за сегодняшних беженцев, никуда не денется. Они могут вернуться в свои родные дома, но, имея гражданство России, вправе рассчитывать на полную социальную поддержку нашего государства. И это надо четко понимать при принятии законодательных инициатив.
- Давайте от вопроса устройства украинских беженцев вернемся к теме трудовой миграции. Существует обывательское мнение, что профессиональный уровень иностранных рабочих существенно ниже, чем у российских специалистов того же профиля. Подтверждается ли эта точка зрения на практике?
- На моем опыте - нет. Я считаю, что иностранные граждане в массе своей достойно выполняют свою работу в нашей стране.
Возьмем для примера строительную площадку. Основная часть рабочих на ней - мигранты, но при этом весь инженерный состав - наши с вами соотечественники. А если учесть то обстоятельство, что российские уполномоченные органы должны курировать ход возведения объекта, а затем принять итоговую работу, отдельные недочеты в строительстве трудно списать исключительно на иностранцев, которые кладут кирпич.
В системе жилищно-коммунального хозяйства все еще нагляднее. Согласитесь, что в последние годы улицы наших городов стали чище, при этом мы с вами очень редко видим тех, кто их убирает.
Да, в сферах строительства и ЖКХ неоднократно вскрывались вопиющие случаи, связанные с трудовыми мигрантами. Но они касались, главным образом, нарушения их прав - урезания зарплат, неподобающих условий проживания и работы. Во время совместных рейдов с подразделениями Федеральной миграционной службы (ФМС) я все это видел своими глазами. Но речь практически никогда не шла о плохом качестве работы иностранных граждан.
- Вы несколько раз упомянули о сложных условиях, в которых подчас работают трудовые мигранты. Проблема это не новая, но есть ли какой-то прогресс в ее решении?
- Я не хочу говорить плохо поголовно обо всех отечественных работодателях, но реальность такова, что трудовые права большинства мигрантов в нашей стране все еще не защищены.
Однако по сравнению с прошлыми годами определенный прогресс в решении этой проблемы наметился. Но связан он, к сожалению, не с идеологией, а с принятием соответствующих законов. За последние два года вышло около 20 документов, направленных как на борьбу с нелегальной миграцией, так и на повышение ответственности работодателей, использующих такие трудовые ресурсы. Это в совокупности и дало результат.
- Каким именно образом ущемляются права трудовых мигрантов?
- Самое простое: разница в заработных платах. Когда в ходе рейдов посещаешь предприятия, где трудятся мигранты, зачастую выясняется, что они получают существенно меньшую зарплату, чем их коллеги-россияне. Обсуждаешь эту ситуацию с нашими соотечественниками, спрашиваешь, как они относятся к тому, что приходится работать вместе с иностранными гражданами. Так вот, ни разу в моей практике не было случая, чтобы собеседник - нормальный рабочий человек - высказался против их присутствия. В трудовых коллективах, как правило, к приезжим относятся хорошо.
Более того, те россияне, с которыми я общался на эту тему, считают, что трудовые мигранты в принципе должны получать одинаковую с местными жителями заработную плату при условии выполнения того же объема работы. При этом многие высказывают мнение, что в реальности работодатель, экономя на оплате труда иностранцам, предлагает лучшие условия гражданам РФ.
Это только один из примеров. Много нареканий к условиям труда и проживания мигрантов. Показательно, что для работодателей в этом отношении зачастую нет разницы между иностранцем и соотечественником, приехавшим из отделенного уголка России. В Московском регионе в ходе рейдов не раз обнаруживались предприятия, где наши граждане трудятся в таких же условиях, как мигранты из-за рубежа, без возможности нормально помыться и поесть. Эти люди говорят, что будут работать везде, где это нормально оплачивается, не обращая внимания на условия. То есть временами мы становимся заложниками тех ситуаций, в которые попадаем по собственной воле.
- С первого января 2015 года мигрантам, претендующим на работу в России, придется пройти экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства нашей страны. Какую роль в деле интеграции иностранных граждан в российское общество сыграет реализация этого требования?
- Мы должны понимать, что претворение этого закона в жизнь - лишь маленькая часть необходимых мероприятий. Адаптацией и интеграцией мигрантов нужно начинать заниматься уже в дошкольном учреждении. Детям и иностранцев, и россиян необходимо рассказывать о культуре и истории наших стран. Все ведь идет от корней. И если люди моего возраста еще помнят, что когда-то мы все жили в едином государстве и не делали различий по национальности, то молодежь этого просто не понимает.
Здесь есть и еще один важный нюанс. Мигранты, приезжающие в Россию, определяют, как нужно себя вести в нашей стране, исходя из тех жизненных ситуаций, которые они видят вокруг. К сожалению, иногда россияне не могут показать достойный пример общения друг с другом и отношения к месту проживания. Это сложная тема, и я раньше старался ее не касаться. Но как-то раз на мероприятии в Госдуме один батюшка начал говорить о том же. Идея витает в воздухе. Поэтому я набрался смелости и стал поднимать этот вопрос.
- Исходя из ваших слов, получается, что проблему интеграции можно решить только на мировоззренческом уровне. А на это потребуются годы целенаправленной работы…
- По мановению волшебной палочки этого точно не произойдет. Необходима системная работа и старт ей в России уже дан. Президентом РФ Владимиром Путиным была подписана концепция государственной миграционной политики до 2025 года, там есть целый ряд важных пунктов, которые последовательно будут реализовываться. Более того, гражданское общество сегодня получило доступ к законодательству в этой сфере: обсуждение соответствующих документов проходит на общественных площадках. Так что движение вперед наблюдается.
Но к этой работе стоит подключить Росмолодежь. Ведомство могло бы заниматься вопросами организации оздоровительных лагерей, конкурсов, коллективных игровых и образовательных программ для детей разных национальностей.
- Депутаты Госудумы вышли с предложением увеличить размера штрафов за наем нелегальных мигрантов. Поможет ли эта мера, по вашему мнению, справиться с данной проблемой?
- Увеличение штрафов ни к чему не приведет. Дело в том, что ответственность работодателей за наем нелегальных мигрантов и сейчас велика. Например, предприятие может быть оштрафовано на сумму до 800 тыс. руб. за незаконное привлечение к труду только одного гражданина. Если же таких работников пара десятков, то тут и до банкротства недалеко! Но ведь это обстоятельство не удерживает наших бизнесменов от совершения таких нарушений. И если размер штрафа станет еще больше, ситуация не изменится.
Нужно использовать иной механизм. Речь идет об усилении ответственности муниципальных органов самоуправления. Местные власти хорошо знают, какие предприятия работают на подведомственной территории. Они могут заняться информированием работодателей о необходимости исполнять закон, обратиться со сведениями о возможных нарушениях в ФМС и правоохранительные органы. Если грамотно наладить систему контроля, то и штрафы не будут нужны.
- В нашем разговоре вы упомянули о том, что сотрудничаете с ФМС. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
- РосПроф заключил соглашения о сотрудничестве с ФМС России, Таджикистана и еще ряда стран. Мы ведем информационный обмен, а также совместными усилиями оказываем консультационную помощь нуждающимся мигрантам.
Поддержкой иностранных граждан занимается также колл-центр общественной организации "Россия - наш дом". Среди его задач - оказание юридической помощи, способствование адаптации и интеграции мигрантов. Услуги центра бесплатны, его специалисты говорят на нескольких языках.
- Насколько этот центр востребован мигрантами?
- Наш колл-центр достаточно популярен, в основном за счет так называемого "сарафанного радио". Бывает, что к нам приходит по 50-70 человек в день.
Проблемы у людей совершенно разные. Одни хотят проконсультироваться о возможностях трудоустройства, другие прозевали сроки депортации, третьи стремятся получить гражданство и так далее. Мы стараемся помочь всем посетителям нашего колл-центра.