В четверг, 4 сентября, в Уэльсе начал свою работу 65-й саммит НАТО. Судя по международной атмосфере, в которой он открылся, это, пожалуй, самая важная встреча альянса со времен окончания «холодной войны». «Нью-Йорк таймс» в редакционной статье, посвященной открытию саммита, делает весьма показательное признание-утверждение. Уже в первой строке она пишет: «Больше чем кто-либо повестку дня саммита НАТО определил российский президент Владимир Путин». Несмотря на свою оригинальную метафоричность, эта фраза отражает несомненный факт. Ход событий в Украине диктует Москва, а Запад лишь реагирует. Инициатива прочно в руках Кремля.
Лакмусовой бумажкой этого является паническая реакция в Вашингтоне и Брюсселе на будто бы сказанные Путиным слова о том, что он взял бы Киев, если бы захотел, за две недели. Сейчас уже не важно, была ли эта фраза произнесена или нет, а если да, то в каком контексте. Она зажила своей собственной жизнью.
Что пугает в этой фразе Запад? Конечно, не то, что Москва «захватит» Киев. Запад пугает то, что в подобном гипотетическом случае он ничего не сможет сделать для «спасения» Киева. Для Запада Украина отрезанный ломоть. Он хочет, чтобы Россия подавилась им. Но проливать кровь за отрезанный ломоть Запад ни в коей мере не намерен. И в этом непобедимое преимущество России. Для нее Украина не геополитический кусок затвердевшего хлеба, а родная сестра по крови и истории.
Когда началась подготовка к нынешнему североатлантическому саммиту в ней доминировал Афганистан, где война сворачивалась, но как в змеиный клубок, готовая в любую минуту укусить оставшиеся там войска Америки и НАТО. События в Украине властно отбросили Афганистан на задний план, отбросили, но его место не заняли. Как так? — можете спросить вы удивленно. Тогда кто же или что же? Ответ — Польша и страны Балтии — Члены НАТО. Главный ход конем, который хотят сделать стратеги НАТО в Уэльсе состоит в создании сил быстрого развертывания (СБР), цель которых не защита Украины, а граничащих с Россией стран НАТО. Будь это не так, президент Обама прилетел бы не в Таллин, а в Киев, который Москва «может захватить за две недели». А вот о захвате Таллина, как известно, президенту Еврокомиссии Баррозу никто ничего и ни в каком контексте не говорил, — за две ли недели, или за три-четыре?
Перенесение точки опоры с Украины на восточноевропейские страны НАТО сказывается на политике санкций Запада. Саммит будет готовить новый пакет санкций против России в области банковской системы, энергетики и оборонки. Но, еще не сформулировав этот пакет, его создатели выражают откровенный скептицизм по поводу того, что такой пакет заставит «задуматься» Москву и тем более дать задний ход. Таков опыт предыдущих санкций. Их цель не столько спасти Украину, сколько «наказать» Москву.
Здесь самое время и место процитировать слова, сказанные Обамой в Эстонии: «Защита Таллина, Риги и Вильнюса также важна, как защита Берлина, Парижа и Лондона». Киева президент США не упомянул. Даже язык, вопреки поговорке, не довел его до Киева, а дело — тем более.
Конечно, на Капитолии раздаются голоса помочь Киеву вооружениями и логистикой, но президент Обама противится этому. Он не хочет эскалации напряженности с Москвой, памятуя о том, что Россия — ядерная держава. Только сумасшедшему может померещиться ядерная война между Россией и Западом из-за Украины. А раз такой войны не будет, то не будет вообще никакой, даже если Москва захватит Киев «в две недели». Строуб Тэлботт, заместитель госсекретаря при президенте Клинтоне, пишет: «Чем выше вы поднимаетесь по правительственной лестнице Америки, тем больше нежелания налегать сильнее». (На Россию. — М.С.) А на самом верху этой лестницы, где стоит Обама, желания «налегать сильнее» вообще кот наплакал.
Киев не Париж. Он мессы не стоит. Газета «Нью-Йорк таймс» откровенно замечает: «Хотя она и гневится на Россию, но Европа не в состоянии продолжать конфронтационную политику, если Белый дом на нее не готов. Европейские лидеры, экономика которых зависит от России, не хотят углублять конфликт. Вместо этого они ищут выхода на пути некоторых уступок Кремлю». Более живописно эту идею преподносит Ник Уитни, бывший глава Европейского оборонительного агентства: «Гравитационный центр Европы признает, что Украина живет под тенью русского медведя». Он говорит, что хотя это и «неаппетитно», но Украина не станет членом НАТО, а посему ей придется признать автономию своего Юго-Востока. Уитни называет такое решение «финляндизацией». Но вряд ли Москва согласится даже на финляндизацию Украины.
«Железная леди» Европы канцлер Германии Ангела Меркель пытается добиться деэскалации напряженности с Россией и упорно подчеркивает, что «нет никакого военного решения» украинского конфликта. А это логически означает, что любое мирное решение будет в той или иной степени, так или иначе, в пользу Москвы. Она кровью заинтересована в Украине, а не в том, чтобы наказать Европу или заставить ее замерзнуть зимой.
Основа НАТО — принцип «один за всех и все за одного», составляющий суть знаменитой статьи 5 Устава этой организации. 28 членов НАТО уже не хотят ее расширения за счет новых «бедных родственников» и тем более взрывоопасных как Украина. Участие ее президента в уэльских посиделках этого не меняет. НАТО даже может принять Порошенко в свои ряды, но без Украины.
Создание СБР — центральный пункт натовского саммита — требует больших расходов. Дружба дружбой, а денежки врозь, — так хочет Европа, считая, что все финансовые дыры в бюджете НАТО должен затыкать дядюшка Сэм. Но ему уже надоело платить по чужим счетам. 75% бюджета НАТО покрывает Вашингтон. Вклад Европы, в особенности в результате экономической рецессии, все уменьшается. И здесь президент Обама, пользуясь своим российским коллегой как тараном, явно попытается заставить своих упирающихся союзников по НАТО увеличить военные бюджеты и «принять на грудь» более солидный вес накладных платежей за санкции против России.
Во всех этих запутанных хитросплетениях Украины для Запада лишь повод, а не суть. Сутью она является лишь для когда-то братской России. И в этом, а не в орудиях «Град», ее реальная сила, которой ничего не может противопоставить не знающий любви Запад.
Лика
Источник: politobzor.net