Бывший командующий Нацгвардии, генерал Тенгиз Китовани лишен грузинского гражданства распоряжением президента Маргвелашвили. На эту новость можно было не обращать особого внимания, поскольку Китовани давно не актер на политической сцене Грузии, если бы не два обстоятельства.
Во-первых, его прошлая роль в новейшей истории страны, без преувеличения огромна и это обстоятельство само по себе предопределяет интерес к личности генерала Китовани, который чуть было не стал грузинским "генералом Айдидом" в эпоху, когда перед кавказской страной замаячила перспектива превратится во второе Сомали.
Во-вторых, лишение Китовани гражданства дает повод продолжить "портретный цикл" наиболее интересных политиков. "Вестник Кавказа" уже рассказал о Нино Бурджанадзе, Леване Гачечиладзе, Георгии Хаиндрава. Пришло время представить и Тенгиза Китовани.
Но прежде всего, несколько слов о лишении его гражданства: сам Китовани утверждает, что это произошло несколько месяцев назад, то есть президент Маргвелашвили подписал соответствующий приказ в апреле или мае текущего года. Но экс-командующий Нацгвардией до сих пор молчал. Почему? Судя по всему, не хотел предавать гласности причину отрешения от гражданства - наличие у него второго (российского) паспорта.
Согласно грузинскому законодательству, гражданин не имеет права вступать во второе гражданство, иначе он рискует лишится грузинского паспорта. Дело не в России, а запрете второго гражданства как такового. Иностранцу может быть предоставлено гражданство Грузии лишь на основе указа главы государства. Это единственный вариант, когда двойное гражданство признается законным.
Китовани, разъяренный решением президента Маргвелашвили, сказал журналистам, что считает президентский указ несправедливым. "Если бы не я, не было бы ни Маргвелашвили, ни Саакашвили, ни Шеварднадзе, да вообще никого", - воскликнул опальный политик, имея в виду свои прошлые "заслуги", ведь Тенгиза Китовани часто называют "основателем современной грузинской государственности". Как это ни печально, такое определение вполне соответствует исторической реальности: в 1970-х Тенго был обычным тбилисским пацаном - сорвиголовой, всегда нарывающимся на неприятности, драчливым и ганистым, но авторитетным в определенных кругах. До титула "вора в законе" он не дорос, но влияние в криминальных кругах имел немалое.
Именно подобные персонажи и выплыли на волне национально-освободительного движения, начавшегося в 1988 году. Несколько лет спустя он сблизился с первым президентом страны Звиадом Гамсахурдия. Тому была нужна мощная опора, чтобы защитится от многочисленных конкурентов и врагов из числа других лидеров того же разношерстного "движения". В националистическом правительстве Гамсахурдия Китовани получил пост командующего национальной гвардией, но вскоре поругался с верховным главнокомандующим, который понял, что такие субъекты как Китовани не сулят ему лично ничего хорошего - они слишком независимы и своенравны.
Однако попытка приструнить тбилисского сорвиголову, успевшего пригласить в Нацгвардию своих "братков", завершилось свержением президента Гамсахурдия и началом гражданской войны, переросшей в вону с Абхазией - в августе 1992 года Тенгиз Китовани двинул 3 тыс. гвардейцев на Абхазию. Тогда первым лицом в государстве уже был Эдуард Шеварднадзе. В последующем многоопытный Белый лис рассказывал, что 14 августа пытался дозвонится до Китовани, чтобы отговорить его от похода на Абхазию, но не смог с ним связаться. Этот рассказ вызывает улыбку, но бесспорно, что в отличии от безответственных тбилисских "братков", Шеварднадзе осознавал всю опасность развязывания кровопролитной войны, но все же предпочел "плыть по течению".
Абхазия была потеряна, но Шеварднадзе выиграл гражданскую войну, а Тенгиз Китовани оказался в тюрьме. Его арестовали в 1995 году, когда он попытался устроить новый поход на Абхазию (где уже стояли российские миротворцы) со свойственной ему безоглядностью и авантюризмом. Отсидев пять лет по смехотворному обвинению в ношении оружия, Китовани получил помилование от Шеварднадзе и уехал в Москву, где и жил в течение 12 лет. Это дало повод для любителей конспирологических теорий порассуждать о том, что он был "агентом Москвы". На самом деле, Китовани никогда другом России не был, и приобретение российского паспорта легко объяснить обычной коррумпированностью российской бюрократии.
Во всяком случае, за все эти годы он нигде не светился и ни в каких акциях не участвовал. Заговорил Китовани только после того как обиделся на президента Маргвелашвили, но свершить что-либо историческое один из "основателей современного грузинского государства" уже не может. Максимум, издаст мемуары с нелицеприятной оценкой тех политиков, кто уже принадлежит прошлому, как и сам генерал Китовани.
Георгий Калатозишвили
Источник: vestikavkaza.ru