Организм реагирует на «запах смерти» выбросом гормонов стресса.
Ольфакторная или обонятельная система является наиболее древней из всех 5 органов чувств, которыми природа снабдила людей.
Но у человека разумного роль обоняния в снабжении мозга информацией значительно ниже, чем у наших далеких предков австралопитеков и неандертальцев.
Сейчас значение запахов в жизни людей неизмеримо меньше чем десятки и сотни тысяч лет назад и сводится оно к простейшему определению приятных и неприятных «ароматов».
Тем не менее, как обнаружили английские ученые, наш мозг на генетическом уроне продолжает хранить и передавать потомкам важнейшую информацию о запахах, которая способна спасти жизнь.
Сотрудники колледжа психологии при университете английского графства Кент (University of Kent School of Psychology) провели любопытный эксперимент с участием нескольких десятков добровольцев.
Всех испытуемых подвергали воздействию запаха путресцина, особого вещества, которое образуется в процессе гнилостного распада белков – в том числе и при разложении тел мертвых людей.
Половине участников исследования предварительно сообщали о том, что это за запах, а другой половине нет.
Тем не менее, вне зависимости от того знали испытуемых о том, что улавливают своими носами «запах смерти» или нет у всех у них, как показали приборы и анализы крови и пота, после воздействия запаха путресцина происходил мощнейший выброс гормонов стресса.
У всех участников повышалось давление, учащалось сердцебиение, увеличивался порог болевой чувствительности – их организм на подсознательном уровне получал сигнал об опасности и готовился либо к бегству с максимальной скоростью для избегания смертельной опасности, либо к противостоянию ей (сражению с врагами или дикими зверями).