В хронике европейских энергетических достижений можно обнаружить массу положительных эмоций и гениальных парадоксов. Достаточно изучить итоговые документы официальных встреч и сопоставить изученное с реальным положением дел на энергетическом рынке Европы. Например:
В первой половине июля 2015 года состоялся государственный визит президента Болгарии на Украину. Его практическим итогом стала предварительная договоренность о болгарском участии в строительстве автомобильной дороги. От Одессы до молдавской и румынской границ, длиной 240 км. Проект пока существует в замыслах, без чертежей, смет и расчетов. На сооружение транспортного коридора из асфальта и бетона еще необходимо привлечь средства из бюджета Евросоюза. Сам Брюссель о своем финансовом участии в украинско-болгарской дороге до Молдавии пока не знает. Также г-н Р. Плевнелиев обязался продвигать возведение очистных сооружений и опять в Одессе. Если удастся уговорить Евросоюз оплатить болгарские очистительные инвестиции.
Но гораздо примечательнее оказались высказывания принимающей стороны. Украинский коллега гостя из Софии во время совместной пресс-конференции охарактеризовал состояние газового рынка Европы следующим образом:
«...любые газопроводы в обход Украины или Болгарии являются нежизнеспособными, не имеют смысла... делают газ для Европы более дорогим, снижают конкурентоспособность европейской продукции. Мы никогда на это не пойдем...»
В Европе, но вне Болгарии с Украиной, пролегают десятки магистральных трубопроводов. Многие эксплуатируются десятилетиями, по прокачиваемым объемам существенно превосходят вместе взятый украинский и болгарский транзит. По странному инфраструктурному капризу трубопровод из Ливии идет к итальянским берегам напрямую, без тысячекилометрового «крюка» в Болгарию.
Газовая трасса из Алжира «Магриб-Европа» запущена еще в 1996 году и тоже мимо украино-болгарских просторов. Норвежский газ от платформ в Северном море направляется сразу в Германию, Великобританию, Данию и Нидерланды. Теряя по дороге конкурентные преимущества и повышаясь в цене. Нет бы сначала поступить в жизнеспособную украинскую ГТС. Сравнительно новый трубопровод Opal (с севера Германии в Центральную Европу) опять же игнорирует сентенции Петра Алексеевича.
Предположим, речь идет о строго определенных газопроводах, из России в Европу. Из страны, где распродажа карамельно-шоколадных активов сообразно собственным предвыборным обещаниям доступна не только лишь всем. Из государства, которое официальная София несколько лет шантажировала препонами для Южного Потока и до сих пор не может примириться с отменой данного проекта. Но и в таком географически-ограниченном случае демонстрируется президентская ограниченность, стремление выдать желаемое за действительное.
Из России в Европу транспортируется 140-160 млрд. м3 природного газа в год. Из них менее 60 млрд. м3 прокачивается через Украину (данные 2014 года). Около четверти из украинских объемов следуют на юг, в Болгарию и далее, в Грецию и Турцию. Остальные миллиарды кубометров российского газа поступают в Европу без участия украино-болгарского дуэта. Для чего используется Голубой Поток, проложенный по дну Черного моря в Турцию. Для чего применяется Северный Поток прямых поставок газа из РФ в Германию. Для чего задействованы магистральные трубопроводы Белоруссии. Экспорт в Финляндию и страны Прибалтики осуществляется непосредственно из России.
Более того - перспективные трубопроводные планы самого Евросоюза сопричастности Украины и Болгарии не предусматривают. Трансанатолийский и трансадриатический маршруты (TANAP и TAP) проложены через Турцию, Грецию, Албанию. Новая трасса поставок газа из Африки (проект Galsi) идет через Сахару, Алжир и Средиземное море до Сардинии и континентальной Италии. Будут ли сооружены эти газопроводы - большой вопрос, но даже положительный ответ для Киева и Софии бесполезен.
Увеличение прямых российских газовых поставок в Турцию минует Болгарию с Украиной. Как и наращивание экспорта по балтийско-подводному направлению, после модернизации Nord Stream. Уже первая нитка Турецкого Потока сократит транзит газа через Украину на 16 млрд. кубометров, то есть на четверть. Болгария по той же причине лишится 85 % транзитных газовых платежей. Остается рассказывать друг другу о конкуренции и жизнеспособности виртуальных трубопроводов. На фоне подлинной деградации украинской ГТС и болгарской промышленности.
Другой пример - закончившаяся конференция 14 европейских государств на тему континентальной интеграции газовых рынков. Мероприятие проводилось в курортном Дубровнике и ставило масштабные цели на будущее:
- Свободный переток энергии внутри рынка ЕС.
- Энергетической диверсификации «Да!», топливной изоляции «Нет!», согласно номерным законодательным энергопакетам.
- Ускорение темпов строительства критично важной газовой инфраструктуры внутри ЕС.
- Оптимизация использования существующих трубопроводов и компрессорных станций внутри ЕС, в том числе для реверсных поставок.
Под итоговым меморандумом стоят подписи европейских комиссаров, министров энергетики стран ЕС: Австрии, Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Румынии, Словакии, Словении и Хорватии. А также их коллег из Албании, Македонии, Сербии и Украины, с ожиданием подписания представителями Молдовы и Боснии с Герцеговиной. Добрая половина европейских стран завизировала меморандум в Дубровнике. Как будут выполняться его замыслы? Приоритетными проектами в самом меморандуме названы:
«Трансадриатический газопровод ТАР, строящийся СПГ-терминал в Хорватии с трубопроводами дальнейшей выдачи, усиление газопроводных систем в Болгарии и Румынии, интерконнекторы между Грецией, Болгарией и Сербией».
Участники могут финансировать названные проекты самостоятельно и привлекать кредиты от ЕБРР, ЕИБ и прочих финансовых институтов. Но куда увлекательнее проанализировать список приоритетных проектов меморандума и перечень обойденных его вниманием объектов.
Трансадриатический трубопровод TAP мощностью 10 млрд. м3 газа в год существует только в проектном виде. Его ввод в эксплуатацию возможен не ранее 2019 года. Если начать строительство сегодня и еще вчера определиться - где и по какой цене взять топливо для заполнения TAP в необходимых и стабильных объемах. Хорватский терминал для приема 3 млрд. м3 сжиженного газа в год находится на стадии приема заявок от компаний-соискателей. Его географическое месторасположение и конкретный вид пока не определены. Решение об инвестициях запланировано на лето 2016 года, запуск в эксплуатацию - после 2019 года. Газопроводные связи между Болгарией, Румынией, Грецией, Сербией действительно полезны для энергетического взаимодействия между странами. Но источник таковых взаимодействий пока вакантен. Румыния после ликвидации ряда промышленных предприятий добилась самообеспечения природным газом, добывая 10 млрд. м3 в год. Остальные коммутируемые страны Балкан импортируют «голубое» топливо, в основном - из России.
При этом меморандум в Дубровнике не упоминает греческого терминала по приему сжиженного газа Revithoussa в районе Афин, работающего с 2000 года. В 2007 этот терминал модернизирован до мощности в 5.1 млрд. м3 в год. Но вся Греция покупает 3.5 млрд. газовых кубометров и более половины - у Газпрома! Готовый СПГ-терминал Revithoussa используется на 30 % от своего потенциала - достаточно проложить трубы и обеспечивать газом южную Европу, зачем ждать строительства хорватского аналога?
Меморандум в Дубровнике забывает сразу о двух турецких СПГ-терминалах, в Измире и Мармара-Эреглизе, на берегу Эгейского моря. Суммарной мощностью 7 млрд. м3 газа, загруженных на те же 30 %. При скромных вложениях в модернизацию турецкие терминалы смогут принять столько же газа, сколько планируется получать по газопроводам TANAP и TAP. Вот же оно, счастье сжиженное, с экономией десятков миллиардов евро на строительстве магистральных трубопроводов через всю Турцию. Достаточно интерконнектор через Босфор соорудить.
Меморандум в Дубровнике игнорирует польский СПГ-терминал в Свиноуйсьце - построенный на 80 %, почти готовый к диверсификации рынка и к «свободному перетоку энергии внутри ЕС»! Милости просим к польским интерконнекторам, к чему ждать хорватских и адриатических? К тому, что построение планов важнее их практического осуществления?
Меморандум в Дубровнике не замечает литовского СПГ-терминала в Клайпеде - который уже действует и принимает норвежские танкеры! Но бесплодны попытки Литвы перепродать импортный газ даже в соседнюю братскую Латвию. Ввиду дороговизны таковой перепродажи. Хотя страны расположены рядышком, обе входят в ЕС, обе стремятся к газовой независимости понятно от кого, имеется действующий газопровод от Клайпеды до самой латвийской границы (пос. Киеменай).
Однако приобретение сжиженного газа через посредников возможно только при размягчении мозгов у покупателя. И вместо плановых 3 млрд. кубометров газа в год литовский терминал принимает менее 1 млрд. - а остальные потребности страны обеспечиваются все тем же трубопроводным топливом все от того же Газпрома...
Время газовых побед Евросоюза подобно детской присказке «Приходите завтра, вы зачем сегодня приходите?». Завтра откладывается сразу на несколько лет и абстрагируется от существующей энергетической реальности. Строительство новых терминалов и газопроводных связок как философская «вещь в себе», как инвестиционная дорога в никуда - очередной парадокс на пути освоения европейских финансов и усиления антиевропейских настроений. Из чего и рождаются греческие «OXI!» и болгарско-украинские «ахи» на удивление единой Европе. Из чего образуется финансовое ярмо на целых странах и народах. Из чего возникает необходимость оплачивать заполнение украинских газовых хранилищ за европейский счет - на 2 млрд. евро и уже в ближайшие несколько месяцев. Потому что для коррупционных шантажистов «любые газовые проекты в обход Украины не имеют смысла».
Даша Гасанова