Отношения между Европейским Союзом и Азербайджаном стремительно ухудшаются, подчеркивая пропасть между тем, что стороны ожидают друг от друга.
Давно бурлившее напряжение вылилось через край в конце ноября, когда президент Европарламента Мартин Шульц с похвалой отозвался об азербайджанской правозащитнице Лейле Юнус. Выступая на ежегодной церемонии присуждения премии Сахарова, в этом году врученной гинекологу из Конго, Шульц назвал Юнус, являвшуюся одним из финалистов премии, узником совести и похвалил ее за «борьбу за достоинство и справедливость».
Юнус сейчас находится в Азербайджане под арестом по обвинениям в государственной измене и финансовых нарушениях. Ее сторонники утверждают, что причиной ареста является ее решительная критика в адрес правительства за непрекращающиеся действия по ограничению свободы слова. Острые высказывания Шульца относительно послужного списка Азербайджана в сфере прав человека прозвучали через несколько месяцев после принятия Евросоюзом резолюции, осудившей происходящие в Азербайджане репрессии и призвавшей немедленно освободить всех политзаключенных.
Реакция Баку на речь Шульца последовала незамедлительно. Министр иностранных дел в своем заявлении назвал ее «вмешательством в судебный процесс» в Азербайджане, а советник президента Ильхама Алиева по внешнеполитическим вопросам Новруз Маммадов сделал в отношении Шульца личный выпад, практически сказав президенту Европарламента, чтобы тот не совал нос не в свои дела. Также обрушились на Шульца и проправительственные новостные веб-сайты.
Все более неприязненные высказывания в адрес друг друга частично объясняются разнящимся видением сторонами характера их взаимоотношений. Десять лет назад, когда Евросоюз объявил о начале осуществления инициативы под названием «Европейская политика добрососедства», Брюссель ожидал, что принимавшие в ней участие страны, включая Азербайджан, начнут постепенно внедрять у себя европейские стандарты относительно ключевых прав человека. Ожидания ЕС с тех пор не изменились, но они очень отличаются от ожиданий Азербайджана. Официальные лица в Баку считают, что Азербайджан является для Запада важным поставщиком энергоносителей и партнером в сфере безопасности, а значит они могут позволить себе избирательно сотрудничать с ЕС в определенных экономических и дипломатических вопросах. Поэтому Азербайджан полагает, что может экспортировать энергоносители в Евросоюз, не принимая западные принципы демократии и уважения прав человека. Помимо вопроса о соблюдении прав человека, азербайджанские чиновники все больше разочаровываются в роли ЕС в процессе мирного урегулирования в Нагорном Карабахе, считая, что Евросоюз демонстрирует недостаточный уровень поддержки территориальной целостности Азербайджана.
В последние годы отношения между ЕС и Азербайджаном также осложнялись растущей секьюритизацией политической обстановки в Азербайджане, отчасти стимулируемой настороженностью Баку относительно намерений своих крупных соседей – России и Ирана. Новым источником беспокойства для правительства стало опасение, что дух Евромайдана может перекинуться и на Баку. Дошло до того, что любые действия в общественно-политической сфере, не согласованные с властями, воспринимаются азербайджанским правительством как угроза национальной безопасности.
Хотя у Баку, возможно, и есть причины беспокоиться по поводу вмешательства со стороны России и Ирана, очевидным фактом является то, что большинство политзаключенных в Азербайджане являются не предполагаемыми российскими или иранскими шпионами, а прозападными светскими либералами. В то же время государственные СМИ регулярно критикуют страны, считающиеся основными экспортерами западных ценностей, а именно США и Германию.
Легко себе представить, что отношения между Баку и Брюсселем будут и дальше ухудшаться, по мере чего все громче будут раздаваться призывы ЕС ввести санкции в отношении азербайджанских официальных лиц, имеющих отношение к репрессиям. Стоит отметить, что в резолюции Европарламента от 18 сентября упоминалась возможность введения санкций. Тем не менее, принятие подобных мер на данный момент представляется маловероятным, учитывая тесные связи между Азербайджаном и некоторыми странами-членами ЕС в энергетической сфере.
Улучшений в отношениях между ЕС и Азербайджаном в ближайшее время, судя по всему, не предвидится. В конечном итоге обе стороны могут удовольствоваться сугубо деловыми отношениями, сотрудничая лишь в ограниченных вопросах, представляющих взаимный интерес, особенно в энергетической сфере, но уже не стараясь делать вид, что придерживаются одинаковых ценностей. ЕС выстроил подобные отношения с Саудовской Аравией. Разница, однако, заключается в том, что Саудовская Аравия пользуется преимуществами прочных отношений с США в сфере безопасности. Учитывая, что подобных связей с Западом у Баку нет, сложно сказать, кто придет на помощи Азербайджану, если Россия опять начнет агрессивные действия в Закавказье.
Эльдар Мамедов