Сегодняшние 21% малого и среднего бизнеса в структуре ВВП — это критически ниже минимума живой и здоровой экономики с нормальной мотивацией к частному труду. В итоге мы лишь поощряем иждивенчество населения и заводим экономику в тупик. Вывести ее оттуда, делая ставку на прежние драйверы, не получится. Нужно сместить акценты и сделать ставку на малый и средний бизнес. А ему сейчас для развития не так уж много и надо – просто не мешать развиваться.
государство и малый бизнес
Для малого и среднего бизнеса важны понятные правила игры и прозрачная, понятная и не кабальная система налогообложения — сегодняшняя налоговая система заставляет бизнес уходить в тень и в «конверты». Для бизнеса важна надежная судебная система, способная защитить частников от того же государства. Частный сектор сегодня остро нуждается в доступе к длинным деньгам (от 5 лет), обеспеченным государственными гарантиями, по разумным ставкам не выше 5-8% годовых. Только это даст возможность заняться пресловутым импортозамещением и перевооружением производств.
Кроме того, малому и среднему бизнесу нужна честная конкуренция за каналы сбыта. Бизнес, конечно, найдет баланс сбыта в коммерческом сегменте сам, но государство на этапе перезапуска просто обязано из пирога более чем в 20 трлн рублей государственного заказа обеспечить не просто реальную квоту для предпринимателей, но и контроль за результатами этого процесса.
Есть ли эти меры в стратегии развития малого бизнеса, предложенной Минэкономразвития? В стратегии, несмотря на ее внушительный объем, обозначены основные проблемы предпринимателей, но не предложены конкретные меры для исправления ситуации. К примеру, подробно описаны меры для упрощения процедуры получения кредита, но в стороне остается главное – стоимость и условия обслуживания кредита.
Вопрос о доступных кредитах старательно обходится стороной.
Проблема с доступным долгосрочным капиталом по-прежнему остается открытой. А те немногие меры, которые предлагаются, зачастую слишком сложны или неприменимы к малым предприятиям, особенно с небольшой историей. Проблема моногородов в стратегии рассматривается слишком поверхностно, изменения в налоговой политике незначительны, а хоть минимальное планирование предусмотрено только до 2018 года. Период 2018–2030 годов описан в нескольких общих фразах.
Тот шанс, который нам выпал сегодня, последний. Либо власти сегодня проявят политическую волю, либо завтра по крупицам будем собрать развалившуюся экономику.
Форбс