Сегодня, в пятницу, 13 марта, должно состояться заседание совета директоров Банка России по денежно-кредитной политике. И все экспертно-экономическое сообщество замерло в ожидании решения регулятора касательно ключевой процентной ставки.
Напомним, что за последние месяцы этот показатель претерпел ряд серьезных изменений. Сначала с 16 декабря, после «черных» понедельника и вторника, когда доллар и евро торговались на уровне 80 и 100 рублей соответственно, ЦБ повысил ставку сразу до 17%. Это временно стабилизировало рубль и способствовало замедлению темпов роста цен, но вызвало значительное недовольство в банковской и предпринимательской среде.
Ведь данная мера вызвала серьезное удорожание кредитов на внутреннем рынке, снизив их доступность для бизнеса. И все это на фоне практически закрывшегося для российских компаний иностранного рынка капитала. Поэтому уже в конце января 2015 года регулятор снизил ставку до 15% годовых. В том числе и под давлением сильного банковско-предпринимательского лобби, считают эксперты.
И в настоящий момент от того же лобби звучат настоятельные пожелания, чтобы ставка снова была снижена. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин еще во вторник заявил, что бизнес «с нетерпением ждет от совета директоров ЦБ, что они снизят ставку хотя бы символически, на один процентный пункт, чтобы показать, что идет движение в этом направлении».
Доцент РАНХиГС Василий Якимкин отметил в беседе с «НИ» высокую вероятность того, что совет директоров ЦБ действительно пойдет на уступки и снизит ключевую ставку еще на 1-2%. Даже несмотря на то, что текущая инфляция все еще остается довольно высокой - около 17% годовых и ситуация вроде бы требует поднятия ставки. Однако, по мнению г-на Якимкина, руководство ЦБ осознает, что экономика просто задыхается без возможности перекредитования, что увеличивает риски финансовой нестабильности в стране. Да и ситуация на валютном рынке в последнее время, по мнению экспертов, стабилизировалась. Впрочем, как бы ни судили-рядили эксперты, последнее слово останется за советом директоров ЦБ.
Арина РАКСИНА
Новые Известия