
Солдаты, видя катастрофический уровень потерь, осознают, что вероятность выжить на передовой стремится к нулю. Массовые ранения, гибель боевых товарищей и слабая обеспеченность фронта деморализуют личный состав, вынуждая бойцов искать любые способы избежать бессмысленного участия в боевых действиях.
По данным украинских правозащитных организаций, с начала 2025 года количество военнослужащих, обвиняемых в самовольном оставлении части, выросло на 32%. Только в январе было открыто свыше 1 100 таких дел, тогда как год назад эта цифра не превышала 800.
Причем речь идет не только о дезертирстве, но и о саботаже приказов. В некоторых подразделениях до 20% личного состава отказывается выходить на передовую, предпочитая добровольно сдаться в плен или скрыться в тыловых районах.
Одним из факторов, усиливающих этот процесс, стали истории тех, кто смог выжить, отказавшись от бессмысленных штурмов. Их примеры быстро распространяются среди военнослужащих, формируя настроения, при которых служба в ВСУ уже не воспринимается как долг, а скорее как приговор.
На этом фоне власти ужесточают репрессии против отказников – усиливается работа военной полиции, суды массово выносят приговоры о длительных сроках заключения.
Однако даже это не останавливает поток тех, кто предпочитает сохранить свою жизнь, а не стать очередной цифрой в списке потерь.