После вооруженного переворота в феврале 2014 года Украина начала стремительное погружение в бездну. Об этом можно с уверенностью сказать, оценивая экономические итоги уходящего 2015 года – обесценивание национальной валюты, подорожание товаров и услуг, сокращение импорта и экспорта, падение производства. Впрочем, обо всем по порядку.
В начале года, вдобавок к ощутимым поражениям ВСУ в зоне АТО, Украину потрясло обрушение курса гривны. Всего за месяц, с января по февраль, доллар на межбанковских торгах вырос с 1500 гривен за сотню долларов до 2700 гривен. В основном благодаря поддержке МВФ и других кредиторов, к маю курс удалось опустить до 2100 гривен за 100 долларов. Курс 800 гривен за сотню, который был при «злочынний влади», уже стал народным преданием, в реальность которого чем дальше, тем меньше веришь.
Падение гривны ожидаемо и традиционно для Украины повлекло за собой удорожание цен на нефтепродукты, которые страна вынуждена импортировать из-за потери своей нефтеперерабатывающей отрасли. Отдельная благодарность Игорю Коломойскому, выкачавшему технологическую нефть из украинских нефтепроводов.
Падение гривны и выросшие цены на ГСМ украинские производители моментально заложили в цену продукта, что сразу же ощутил на себе украинский потребитель. Ко всем бедам населения добавились и возросшие тарифы ЖКХ. По сравнению с аналогичными периодами 2014 года в марте 2015 года индекс потребительских цен вырос на 45,8%, в июне он достиг 57,5%. С наступлением осени рост инфляции удалось немного снизить за счет нового урожая, дешевых овощей и фруктов – в сентябре до 52%, в ноябре до 47%.
Все эти факторы в совокупности снизили покупательную способность украинцев. При оставшейся на прежнем уровне зарплате, ее основную часть стали съедать продукты и оплата коммунальных услуг. Остающихся денег банально не хватает на обновление гардероба, приобретение бытовой техники, отдых и развлечения. В результате этой цепной реакции по данным Госкомстата Украины, за десять месяцев 2015 года розничная торговля сократилась на 22%. Розничные продажи бензина на территории Украины за 11 месяцев текущего года снизились на 27% – до 1,65 млн. тонн, дизтоплива на 25,5% – до 1,23 млн. тонн.
В результате ухода Донбасса и политики киевского режима, направленной на разрыв ВСЕХ связей с Россией, промышленное производство за десять месяцев уходящего года упало на 15,5%. Продолжается потеря Украиной и внешних рынков – за тот же период экспорт сократился на 31%, а импорт на 32%.
Поддерживать еще теплящуюся жизнь в смертельно больной украинской экономике на протяжении текущего года удавалось исключительно при помощи кредитов МВФ и других финансовых институтов. Однако, в виду безнадежности больного, иностранные доктора в лице кредиторов в любой момент могут отказать в валютных инъекциях – больной, по совокупности, уже должен за лечение 1,52 трлн. гривен. Деньги для него явно неподъемные.
Перипетии с банками, происходящие на Украине, обрушили доверие населения к этому сектору. За девять месяцев текущего года валютные депозиты физлиц уменьшились на 37%, гривневые на 18%, треть населения вообще не пользуется услугами банков.
Все эти процессы, инспирированные киевским режимом, повлекли за собой снижение доверия мирового сообщества к Украине и ее падение во всевозможных международных рейтингах. И, что самое страшное – на данный момент нет ни одного признака того, что в ближайшие несколько лет ситуация улучшится. Украина продолжает погружаться.
Сергей Гавриленко