Подрыв ЛЭП стал последней каплей, которая переполнила чашу проблем украинского энергетического комплекса. И Украину ожидает длительный проблемный период, о начале которого возвестило сообщение на сайте кабинета министров, где уведомляется о введении чрезвычайных мер в энергетике в связи с возникновением аварийных ситуаций в объединенной энергетической системе.
Пока «меры» вводятся сроком на месяц, однако Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики, полагает что ситуация будет оставаться сложной гораздо более длительное время.
Речь идет, прежде всего, о корректировке тарифов для производителей и об «ограничениях по пропускной способности электрических сетей». В переводе с казенного языка это означает, что электроэнергия еще подорожает, и с высокой вероятностью начнутся так называемые «веерные отключения».
Поднять тарифы в экстренном порядке украинские власти вынуждены, прежде всего, потому, что ТЭК лишился денег, которые поступали от России за тот гигаватт энергии, который поступал в Крым.
«По сути, Украина ненавязчиво переходит в режим чрезвычайной ситуации по электроснабжению. По тем же линиям электропередач снабжалась часть Херсонской области. Судить об уровне одаренности товарищей активистов энергоблокады можно по тому, что некоторые из них жаловались, что не работает мобильная связь и интернет. Что все это происки российских спецслужб, которые их глушат. А провести логическую связь, что вот они отрубили электричество и поэтому базовые станции перестали работать, мозгов у людей не хватает.
Значительная часть энергии поступала с Запорожской АЭС, одной из крупнейших в Европе. Сейчас один из реакторов переведен в «холодный» режим. Реактор на гигаватт. И если что-то с ним произойдет, мало никому не покажется.
Но еще год назад на снабжение электроэнергией Крыма были завязаны поставки угля из России и поставки электроэнергии из России. Очевидно, что ни того ни другого у Украины больше нет. Угля точно нет, насчет электроэнергии сильно подозреваю, но точно не скажу», — прокомментировал он ФБА «Экономика сегодня».
В сухом остатке Украина получила, помимо нарушенной энергосети, остановленный энергоблок на атомной станции, потерю генерации из России, потерю денег из России за электроэнергию, поступавшую в Крым и потерю поставок угля. Ситуация необратимая, поскольку первая нитка энергомоста в Крым уже действует, и вторая на подходе.
«Украина в очередной раз обнаружила, что угля ей не хватает, что газа ей не хватает, что для хорошей жизни нужно договориться со своим народом и жить в согласии с соседями. Несмотря на все усилия по убийству собственной промышленности, газа Украине не хватает, и никакой Байден им его не привезет. Украина эту зиму переживет, хотя даже в лучшие времена холодные зимы проявляли полную беспомощность коммунальных служб. Что начнется если грянут холода с этими гениальными руководителями, страшно даже представить. Картина вырисовывается крайне неприятная. Страна потеряла даже намек на энергобезопасность, потому что она больше не сможет самостоятельно решать свои проблемы. Никогда.
Страна занимается самоубийством – это единственное объяснение происходящему. Платежи растут, они растут с момента начала процесса евроассоциации, и сейчас будет очередной рывок в этом направлении. И произойдет это на фоне нестабильной ситуации с энергообеспечением. Очевидно, что люди если и не поднимут на вилы свою власть, то точно сделают все возможное, чтобы пользоваться какими-то серыми схемами или не платить за коммунальные услуги вовсе. И это не только на уровне граждан, но и на уровне предприятий, которые могут при желании и людей с автоматами нанять, чтобы помешать чиновникам отключить рубильник за неуплату», — объясняет Александр Фролов.
Экономическое обозрение