Россия вот уже второй раз за последние несколько месяцев спасла Украину от краха ее энергетики. Только поставки российской электроэнергии позволили украинской энергосистеме выдержать многочисленные остановки ТЭЦ, летнюю жару и дефицит угля. Сможет ли Украина подготовиться к зиме, когда потребность в электроэнергии будет еще выше?
Поставки электроэнергии из России позволили Украине пройти пиковые периоды нагрузок на электроэнергетику страны в связи с установившейся жаркой погодой, заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин.
«Благодаря подписанному с РФ прямому соглашению была использована импортная электроэнергия для обеспечения потребностей украинских потребителей. Контракт сработал именно так, как и планировалось: в качестве страховки в случае форс-мажора, и импорт будет прекращен, как только мы восстановим собственные мощности», – заявил Демчишин.
Украина еще в мае прекратила закупать российскую электроэнергию, однако в августе вновь вернулась к ее импорту. Демчишин объясняет это любыми причинами – кроме тех, которые лежат на поверхности, а именно – провальная энергетическая политика украинского Кабинета министров и преддефолтное состояние бюджета страны.
Во-первых, по словам Демчишина, виновата погода. Этим летом на Украине действительно очень жарко, и, как результат, была зафиксирована самая большая со времени отопительного сезона нагрузка на электросети.
«Аргументы по увеличению использования угля из-за жары не являются адекватными. С таким подходом зимой минэнерго будет сетовать на морозную погоду», – удивляется Юрий Корольчук из Института энергетических стратегий (Украина).
Во-вторых, Демчишин винит внеплановый ремонт на ряде станций и войну в Донбассе – ТЭС были повреждены в результате обстрелов. Так, в конце июля на ремонт ушли Запорожская ТЭС и Ладыжинская ТЭС (плюс пять энергоблоков АЭС также находятся на ремонте). В Донбассе из строя вышла Углегорская ТЭС.
Однако Корольчук объясняет, что ТЭС работают на пределе своих возможностей в сложных условиях отсутствия средств или нехватки угля, а перед отопительным сезоном провести ремонт тем более важно.
Третья причина, которую называет Демчишин, в том, что некоторые станции испытывали проблемы с поставками угля. Вот только почему минэнерго Украины так и не решило вопрос с углем? Юрий Корольчук рассказывает, что украинские чиновники по сути сами породили дефицит угля. Чиновники просто не давали привозить большие объемы угля посредническим компаниям, которые способны договориться с ЛНР и ДНР о закупке угля с одной стороны и с украинскими покупателями с другой.
«Я знаю компании, которые готовы были привозить больше угля из ЛНР и ДНР. Они приходили в минэнерго с этим предложением, а там отказывались. Это все попытки надавить на эти компании. Видимо, кому-то хочется поучаствовать в этом посредническом бизнесе. Это может привести к смене собственников этих компаний. Фактически речь идет о дальнейшем переделе рынка энергетики», – считает Корольчук.
Другая проблема – в замороженных тарифах для ТЭС. «Средний тариф для ТЭС – 85 копеек за кВт. Он определен исходя из цены тонны угля в 1100 грн. А уголь уже стоит 1600–1700 грн за тонну, причем на государственной шахте. Им просто не хватает денег на закупку угля. Ироническая картина получается. Потому что для ТЭС, которые сжигают импортный уголь и газ – это электроцентрали – для них тариф выше. Они могут себе позволить импортное сырье. Из-за этой ситуации с тарифной политикой ДТЭК (один из крупнейших на Украине холдингов – производителей электричества – ред.), например, несет убытки. Все понимают, что идет борьба Демчишина с ДТЭК. Государство не поднимает тарифы, усугубляя конфликт», – рассказывает украинский эксперт рынка.
Еще одна причина энергопроблем в августе, которую называет Демчишин, – снижение выработки гидроэлектростанциями в связи со снижением уровня воды. А это уже вполне ожидаемые последствия теплой зимы, которой так радовались украинские чиновники.
«Ситуация по сравнению с прошлым годом в пять раз хуже», – уверяет Юрий Корольчук.
Вот как это выглядит в деталях. Например, угля к отопительному сезону накопили катастрофически мало. «В прошлом году в августе у нас на складах было 3 млн тонн угля, а сегодня у нас 1,4 млн тонн. Власти признали, что надо минимум 3,2 млн тонн угля накопить, из них 1,5 млн тонн – это антрацитный уголь. Сейчас «антрацита» только 0,5 млн тонн», – рассуждает Корольчук.
По его оценке, в августе Украина импортирует 500 млн кВт российской электроэнергии, на что потребуется 1 млрд грн. Учитывая ситуацию с углем и проблемы в работе ТЭС, до конца года Украине придется импортировать 7 млрд кВт, потому что с октября потребление будет возрастать. Это оценочно может обойтись украинскому бюджету в 14 млрд грн (1,8–2 грн за кВт).
Это не все. «Если будет минус 10–20 зимой, то добавится еще и газовая проблема. Прошлой зимой мы сжигали газ на ТЭС. Например, тогда сжигать газ начала Трипольская ТЭС, чтобы не отключился Киев, – напоминает Корольчук. – А если накопят максимум 17 млрд кубометров газа в ПХГ? Газа тоже может не хватить, если ТЭС начнут его сжигать. А я не вижу, как они смогут закачать больше, разве что им деньги на голову упадут».
Таким образом, складывается ощущение, что украинские власти делают все для того, чтобы Украина еще больше зависела от России в энергетическим плане. Не исключено, что истинная причина в переделе денежных потоков.
Россия же в прямом смысле уже второй раз спасает Украину от энергетического коллапса. Правда, у Москвы в данном случае выбора нет. Россия помогает Украине ради Крыма, который пока во многом зависит от украинской электроэнергии. В договоре между странами прописано, что Москва обеспечивает Киев ресурсами по первому требованию, но Киев в свою очередь гарантирует бесперебойный экспорт электричества на Крымский полуостров.
Фонд стратегической культуры