В Украине уже неделю работает Миссия МВФ. Контролеры, как известно, приехали пораньше, дабы на месте посмотреть, чем же занимаются украинские реформаторы. А еще, возможно, подсказать правильный тон и такт бесед с кредиторами о реструктуризации долгов. Судя по тому, что переговоры явно затянулись и стороны уперлись на своем, - мир клином сошелся на списании части основного долга.
Сформировав комитет, пять ведущих держателей украинских суверенных и квазисуверенных облигаций, в том числе - и Franklin Templeton (удерживает более трети находящегося в обращении государственного долга Украины), отказались списать часть долга нашей стране. И в ответ на реплики украинских чиновников об умышленном затягивании переговоров и непонимании ситуации, патового положения вещей, отправили в Киев свой вариант видения реструктуризации: без списания основного долга и с соблюдением требований МВФ.
В Киеве и глазом не моргнули
Если ранее глава украинского Минфина, Наталия Яресько, заявляла, что Украина рассматривает три составляющих реструктуризации: отсрочку погашения, списание части основного долга и снижение купонного дохода, то в пятницу, 15 мая, в парламенте, премьер Арсений Яценюк открыто заявил, что просит кредиторов с пониманием отнестись к ситуации в стране и принять предложенный Украиной вариант реструктуризации как единственно правильный.
Вот те раз! То ли он не читал "письмо счастья от кредиторов", либо не понял и не принял. А времени-то на поиск компромиссного решения все меньше - плюс-минус месяц. За день до пламенного спича Яценюка в Киеве в Вашингтоне глава департамента внешних связей МВФ Джерри Райс поставил Украине дедлайн: Международный валютный фонд считает важным достижение Украиной соглашения с кредиторами по реструктуризации части государственного долга до заседания совета директоров Фонда, запланированного на июнь текущего года. На этом же заседании решится судьба второго транша кредита EFF.
На что надеется Яценюк и его команда?
Ответ лежит в плоскости "Да кто его знает!" В тоже время, есть несколько доводов, которыми Кабмин мог бы педалировать процесс - и, скорее всего, так и делает.
Во-первых, война. Позиция проста и понятна. Украина пострадала от агрессии большого и сильного государства, потеряла территории, часть экономики - с соответствующими последствиями, и борется сейчас не только за себя, но и за благополучие Европы.
Во-вторых, в продолжение темы, можно сказать о сотнях тысяч переселенцев, пострадавших и погибших. О разрушенной территории, которую необходимо как-то (а точнее - за какие-то деньги) восстанавливать. Развитие темы приводит нас к тезису, озвученному на днях в Греции: обязанности правительства перед народом важнее обязанностей перед кредиторами. Мол, спишите нам часть долгов, чтобы мы могли использовать эти деньги на благо людей, а не на погашение задолженности.
В-третьих, Украина - на самом что ни на есть дне, и без списания долгов ей ничего не останется как просто объявить о дефолте по этим бумагам (помните, в середине апреля госпожа Яресько "пугала" кредиторов дефолтом Украины?).
В-четвертых, кредиторам можно заявить что-то вроде "ну мы же ваши - прозападные, демократичные". Это условно можем назвать "списанием по-дружески" или, скорее, по "политической принадлежности".
Да мало ли, о чем еще можно вспомнить. Только судьи кто? Кто может оценить приверженность чему-то, реальный уровень бедности, нужды или страданий? Думаю, не ошибусь, если скажу, что всех этих факторов для списания долгов может и не хватить.
Кроме того, иностранные партнеры считают, что Украина вполне может справиться с долгами. Примеров предостаточно. Из последних: по оценкам ЕБРР в следующем году нас может ожидать 3% рост ВВП. А по оценкам того же МВФ и Мирового банка, падение ВВП Украины по итогам этого года составит не более 7,5% (напомню, что по только по итогам первого квартала падение ВВП составило 17,6%). Зачем кредиторам списывать часть долга сегодня, если можно дать пару лет отсрочки и получить заем в полном объеме?
Несколько слов о России
Все, чего удалось достичь, - это уговорить Россию не требовать досрочного погашения бондов. Спасибо главе МВФ - госпоже Лагард: она лично участвовала в переговорах. Но на этом все. Москва ждет 3 миллиарда долларов от Украины в намеченный срок - в декабре 2015 года.
Реструктуризация в глазах народа
Реструктуризация уже давно стала самой что ни на есть народной темой. Обрывки "тематических" разговоров можно услышать за соседним столом в кафе, на остановках, в транспорте. Поражает, что на фоне регулярных месседжей экспертов и чиновников в СМИ, большинство людей далеки от понимания серьезности ситуации.
В народе все свято уверены, что можно объявить дефолт и никому ничего не возвращать. Это фикция. Даже страны-банкроты погашают долги. В мире капитала долги не прощают.
Еще один по-настоящему народный перл - "Пусть нас за долги заберет себе страна N. Может, хоть тогда поживем". Кому мы нужны в таком состоянии, в котором пребываем сейчас? Наша земля - да! Наши ресурсы - да! А вот мы, да еще так, чтобы пожить, - точно нет! Даже НЕТ! Рай, чтобы "пожить", мы должны у себя строить сами. И рассчитывать, что кто-то нас заберет или "присоединит за "просто так" или спишет долги, не стоит.
Самообманом является и сильная или даже равная позиция Украины перед кредиторами. Так и хочется сказать: снимите очки! Купив наши долговые бумаги, кредиторы взяли всю страну за горло! Вы верите, что отпустят? Простят? Вы, занимая соседу 100 или 10 000 грн, прощаете? Правда?!
А соль-то не в реструктуризации
Вот и выходит, что сэкономить 15 млрд грн можно только конструктивными переговорами. Кредиторы ведь тоже хотят получить деньги обратно. И не надо никого ничем пугать. Все давно пуганые. Кроме доводов, так похожих на шантаж и спекуляции, было бы неплохо показать хоть какой-то результат. Экономию, заработок, разрушение коррупционных схем и хоть мало-мальски вменяемый план реформ.
А еще реструктуризацию необходимо проводить не для галочки в программе МВФ, а для людей и бизнеса. Уменьшение долговой нагрузки в следующие 4 года должно дать возможность стране встать на ноги, восстановиться после потрясений, - чтобы в стране появились деньги, в том числе - и на погашение долгов. Кроме того, если предприятия начнут нормально, вполном объеме работать, - это укрепит уверенность кредиторов в нашей стране. Нам поверят, дадут отсрочку, инвестируют, поддержат, в том числе - и деньгами.
В то же время, без существенных изменений в экономике и политике результат переговоров с кредиторами не важен. Если рецессию не остановить и не начать восстановление реального сектора, Украину не спасут ни 15, ни 40 млрд долларов.
Также важно, чтобы общество не пропустило момент, когда/если переговоры перейдут в кулуары. Уступчивость кредиторы могут обменять на землю, приватизацию определенных активов (через приближенные компании) и прочее. Вот за этим надо было бы присмотреть.
Алексей Устиловский
Экономический аналитик, редактор NewsOne