Страны ЕС отложили решение вопроса о продлении российских санкций. Однако сделанные ими попутно заявления еще больше осложняют судьбу минских соглашений.
Накануне саммита Евросоюза ходили слухи о том, что ряд стран-членов Евросоюза выступают за отказ от продолжения санкционной политики. Во-первых, из-за того, что теряют из-за нее деньги, а во-вторых потому, что эти жертвы оказываются напрасными. Ключевая цель санкций - заставить Путина сдать Донбасс - не достигнута, и, судя по всему, достигнута не будет. А значит, считают они, нужно переходить от бессмысленного и даже контрпродуктивного давления к цивилизованному диалогу с Москвой.
Конфликт по «российскому вопросу» внутри Евросоюза был таким открытым и глубоким, что ряд политиков предупреждали о возможном серьезном конфликте между странами-членами. Именно поэтому решение о продлении российских санкций было фактически отложено. «Нам не нужно принимать решение в эти дни», - лаконично резюмировала итоги дискуссии еврокомиссар по вопросам внешней политики Федерика Могерини. Поскольку срок действия санкций истекает до конца июля, у Евросоюза есть еще 4 месяца для того, чтобы окончательно определиться в данном вопросе.
При этом лидеры европейских стран обозначили целый ряд моментов, которые повлият на их итоговое решение. Так, в Берлине поставили отмену санкций в зависимость от восстановления территориальной целостности Украины. «Только когда будет подтверждено, что Украина будет иметь территориальную целостность, повод (для введения санкций - Эксперт Online) будет устранен, пусть и не полностью, но все же», - отметила Ангела Меркель.
Заявление несколько странное, поскольку непонятно, о какой именно территориальной целостности идет речь. Ведь в европейском понимании ее восстановление подразумевает возврат под суверенитет Киева не только Донбасса, но и Крыма, что выглядит абсолютно нереалистичным. И это прекрасно понимают в Европе. Поэтому такого рода привязку можно рассматривать либо как какой-то дипломатический жест в адрес Украины, либо как способ сохранить за ЕС максимальную свободу маневра и возможности оказания давления на Москву по другим вопросам. При этом в реальности Меркель, вероятно, имела в виду «узкую трактовку» - лишь возврат Донбасса под контроль Украины. И поскольку дорожная карта по достижению этой цели прописана в Минских соглашениях (как отметил британский премьер Дэвид Кэмерон, «на завершающей стадии минских соглашений содержатся тяжелые вещи, которые Россия должна выполнить»), то ЕС и поставила соблюдение этой карты в качестве необходимого условия для отказа от санкций. «Таким образом появляется стимул для всех сторон - ведь каждый хочет, чтобы санкции можно было бы снять - сделать все для реализации минских соглашений», - пояснила Ангела Меркель.
Однако привязка санкций к выполнению Минских соглашений может крайне негативно повлиять на судьбу самих этих соглашений. Во-первых, стимул создается у каждый стороны свой. На Украине считают (и не без оснований), что российско-европейская стабилизация отношений произойдет за счет интересов украинского правящего класса, а минское соглашение является способом заморозить конфликт а также некой формализацией признания ЕС Украины как страны, входящей в сферу российского влияния. По словам украинского премьера, Москва хочет «использовать минские соглашения как повод для ослабления санкций и вернуться к ведению повседневных дел», под которыми он, по всей видимости, понимает продолжение освобождения Донбасса от присутствия украинской армии. Поэтому если Киев будет уверен в том, что срыв минских соглашений сорвет процесс российско-европейской стабилизации отношений, он так и поступит. Собственно, уже поступает - принятый Верховной Радой закон, устанавливающий в одностороннем порядке условия проведения выборов на Донбассе и привязывающий к этим выборам все дальнейшее исполнение Минского соглашения означает по сути его заморозку. Более того, имплементация «тяжелых вещей», о которых говорил Кэмерон - в частности, возврат границы под контроль Украины - полностью зависит от воли Верховной Рады, которая, согласно тексту соглашений, должна принять конституционные поправки по децентрализации, которые устроят ополченцев. На что, понятно, Рада не пойдет.
В свою очередь, сделанная Меркель привязка не станет стимулом и для России. В Москве рассчитывали на то, что курс Киева на срыв минского соглашения будет подвергнут критике в Европе, а вместо этого бундесканцлер фактически заявила украинским властям, что их политика по срыву российско-европейского диалога может быть успешной. В этой ситуации само соглашение для России обесценивается, поскольку всем понятно, что при срыве Киевом процедуры его имплементации возможное возобновление боевых действий на Донбассе будет поставлено в вину именно Москве. А значит и санкции будут продлены вне зависимости от российского поведения.
В Кремле отказываются рассказывать о возможных вариантах ответа на такой ход развития событий. «Мы уже говорили, что тема санкций не является темой, которая фигурирует на нашей повестке дня. Мы предпочитаем на нашей повестке дня все-таки заниматься созидательными вопросами, а не подобными деструктивными темами, как санкционная риторика», - заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. И подобное поведение, безусловно, нервирует европейцев, поскольку оба предыдущих ответа (эмбарго на ввоз европейского продовольствия и отказ от «Южного Потока» в пользу «Турецкого Потока», дающего Турции инструменты влияния на Евросоюз) стали для Брюсселя неприятным сюрпризом. Вообще непредсказуемость поведения российских властей стала, как ни странно, одной из ключевых сильных сторон позиции Москвы. Поскольку в странах коллективного Запада а) не знают как Кремль будет реагировать на тот или иной шаг и б) не хотят эскалации конфликта до неприемлемого уровня, то действуют достаточно осторожно. И не исключено, что в июле, когда, по словам Федерики Могерини, ЕС проведет анализ исполнения минских соглашений, будет сделан вывод о том, что Москва его все-таки не нарушает.
Эксперт on-line