За три дня этой недели геополитические события, на первый взгляд не связанные между собой, свернулись в такой пёстрый клубок, аж в глазах зарябило.
Всё, что происходило на Донбассе, в Венгрии, в США и накануне в СНБО Украины поставило политологов всех мастей в неудобное положение. В принципе, понять их можно: комментарии и жонглирование громкими словами не выходили за пределы их собственной зоны комфорта. Украинские оракулы говорили то, что хотели слышать в Украине. Их западные коллеги ругали Путина и свои правительства. Иными словами, поток фраз, предложений и междометий был очень бурным, но ясности так и не внёс.
Итак, в качестве исходного материала эта неделя преподнесла нам следующее:
Захлопнувший котёл в Дебальцево;
Визит Путина в Венгрию;
Заседание Совета Безопасности ООН по Украине;
Заседание СНБО Украины под руководством Порошенко.
Всё это произошло сразу после подписания Минских соглашений.
А теперь, джентльмены, заводите ваши моторы!
Клубок начал сворачиваться ещё в Минске. В тот самый момент, когда на вопрос президента России, а что там с Дебальцевским котлом, прозвучал ответ президента Украины: «Никакого котла нет!» Ну, на «нет» и суда нет. И Дебальцево не внесли в текст Минских соглашений. Для тех, кто забыл, как звучит первый пункт документа, напоминаю:
Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
Главное словосочетание: «в отдельных районах». В эти районы, как вы понимаете, Дебальцево не вошло. А, значит, прекращать огонь в районе Дебальцево никто и не собирался. Чем немедленно воспользовались ДНР и ЛНР, тем более что город находится в глубине территории, неподконтрольной Киеву.
И тут грянул вторник, 17 февраля.
Представители армии непризнанных республик заявили, Дебальцевский котёл закрыт. Это заявление, вот же странно, совпало с приездом Владимира Путина в Будапешт. Но, вот же опять странно, не совпало с точкой зрения Киева. Нет котла, убеждало Минобороны Украины. Конечно, нет – вторил ему Генштаб. Естественно, заявления Киева спровоцировали активизацию военных действий вокруг Дебальцево. Поэтому и реакция ЕС на стрельбу в котле была растерянная и невнятная – как бы нарушают, а как бы и нет. И понятно, почему: Дебальцево в итоговых документах Минской встречи не значится, суть не попадает под прекращение огня, но зато попадает в крутой замес.
В это же время начинается занятная чехарда в Совете безопасности ООН. То заседание состоится, то – нет. Резолюция по Украине от имени России готова, но, говорят украинские политологи, Кремль её или отредактирует, или вообще отзовёт.
Суровое настоящее обрушилось на головы мировых лидеров аккурат во время проведения совместного выступления перед СМИ Виктора Орбана, премьер-министра Венгрии и Владимира Путина, президента России. Экономические итоги визита нас волнуют не сильно, а, вот, заявления Путина по Украине – очень. И особенно то, что касалось того, как и почему Дебальцево не попало в Минские соглашения, ну, и, конечно, ситуация вокруг поставок иностранного оружия Киеву. По информации российского президента, у России есть свидетельства того, что иностранное оружие Киеву уже давно поставляется. И тут – бабах! Новость из-за океана: СБ ООН единогласно принял резолюцию по Украине, подготовленную Россией. Оказывается, заседание Совбеза началось плюс-минус в тоже время, что и совместная пресс-конференция Орбан – Путин.
Объяснить такую сплочённость членов Совбеза можно только желанием установить мир в Украине. Война утомила так, что намотанные на кулак нервы уже начали рваться. Но самый напряжённый момент, Минские соглашения оказались под защитой ООН.
И только Дебальцево по-прежнему осталось вдалеке от протоптанных геополитических дорожек.
Так закончился вторник, 17 февраля.
В Киеве среда, 18 порадовала жителей столицы ярким весенним солнцем. Политики, щурясь и, завидуя простым людям, начали разгребать вчерашнее, даже не подозревая, что день грядущий им готовит. И тут началось.
Сначала резко обострилась ситуация вокруг Дебальцево. Причём, обострилась так, что украинское Минобороны, а следом и Генштаб признали котёл существующим. Президент Порошенко срочно вылетел на передовую, одновременно анонсировав заседание СНБО под своим руководством. Столь резкие движения Киева большого удивления не вызвали. Ещё раз повторю: Минские соглашения получили мандат ООН, а его нарушение карается очень строго, включая жёсткие санкции в отношении государства-нарушителя. Дебальцево же так и осталось в стороне от большой политики, поэтому официальный Киев не мог не отреагировать на активизацию боевых действий.
Потом резолюцию по Украине тепло приветствовал генсек НАТО. А потом Чехия, член Североатлантического союза, внезапно созналась в поставках оружия в Украину. В том смысле, да, это о нас говорил накануне Путин в Будапеште. Но сейчас уже ша, никто никуда не идёт! Ближе к вечеру среды о поставках оружия в Украину высказалась и Джен Псаки. А что делать? США – постоянный член СБ ООН, и Саманта Пауэр вместе со всеми голосовала за резолюцию по Украине. Как говорят в народе: слив засчитан. А потом, ну, надо же! От поставок оружия в Украину стали отказываться Великобритания, Испания, Польша. Страх перед единогласным решением Совбеза достиг 80-го уровня.
Между тем, Украина ждала заседания СНБО. Дважды его переносили. Сначала с 19-00 на 21-00. Потом ещё на чуть-чуть. Всё случилось в 21-50 по Киеву. Итог заседания вырубил реальность минут на семь. Киев решил обратиться к ЕС и ООН с просьбой ввести на Донбасс и международную полицейскую миссию Евросоюза, и миротворцев Организации Объединённых Наций.
Наступил четверг, 19. С самого утра официальный Киев начал активно качать тему миротворцев. Мир до какого-то момента сохранял молчание, а когда качели были готовы сделать солнышко, ЕС выступил с первыми комментариями. Общая канва звучала примерно так: мы, конечно, не против, но хотелось бы конкретики, тем более, в резолюции по Украине никаких миротворческих миссий не прописано. Следом, в том же духе, выступил МИД РФ: о чём речь, господа? Где в резолюции 2202 вы увидели пункт о миротворцах? Большая просьба, не надо подменять решение ООН личными инициативами и разрушать то, что было достигнуто в Минске. Однако Киев продолжил муссировать тему миротворцев и/или полицейской миссии ЕС.
Действия украинских властей очень понятны: Донбасс отныне накрыт голубым флагом ООН, и теперь все решения внутри этого региона будут приниматься на основе резолюции Совбеза номер 2202. А для того, чтобы миротворческая миссия состоялась нужно собрать новое заседание Совбеза.
И тут случилось непредвиденное: подтверждением того, что никакого экстренного заседания Совета безопасности в ближайшее время не будет, а, значит, и речи о разных миссиях не идёт вообще, стал итог сегодняшних переговоров лидеров нормандской четвёрки: вопрос о миротворцах не обсуждался. В состав четвёрки входит и президент Порошенко.
Ему этот вопрос не дали поднять, или он его сам не поднимал?
Интересно, правда?
Источник