Под завалами некогда самой горячей точки АТО, - Донецком аэропорту (ДАП), - остается более ста погибших и тяжело раненных украинских военных.
После того, как боевики подорвали часть нового терминала, из ада, как теперь называют ДАП, пешком удалось выйти нескольким десяткам солдат (от 20-30 до 80 человек). На линии фронта украинское издание «Вести» разыскали киборга, уцелевшего в страшных боях. Это его история о том, что на самом деле произошло в аэропорту, и почему нашей армии так и не удалось его удержать.
«Думали, что нас сдают местные»
«Проблемы с Донецким аэропортом начались еще до Нового года, - вспоминает киборг. Досмотр на сепарских блокпостах во время ротации - процедура не из приятных, мягко говоря. Именно она, как считают многие наши ребята, навредила нам, и привела к случившейся трагедии. Но обо всем по порядку.
Во время последней в 2014-м году ротации в аэропорту, которая произошла числа 28-29 декабря, куда-то пропали наши закодированные рации. Ребята точно помнят, что брали их с собой, без них вообще никуда. Пропажу, как потом оказалось, обнаружили уже в самом терминале, но передавать по рации, что сепары украли во время досмотра на блокпосту наши закодированные транки, никто не стал. А потом понеслось.
Мы стали замечать ряд странных совпадений. Сепары будто читали, что и когда мы планируем сделать. Раз наши хотели подвести в терминал воды и сухпайков: только загрузились, передали по закодированной связи, что выдвигаются, как машину тут же обстреляли. Потом подобные случаи повторялись: собираются раненных вывозить - накрывают возле терминала, хотят подвезти продукты - тоже самое. Сначала, мы думали, что нас сдают местные. А, когда те, чьи рации пропали, осознали настоящую причину всех наших бед, - было уже поздно. Сепаратисты знали, какое подразделение, в каком количестве и где стоит. Они знали, что в метеовышке больше 17 человек наших никогда не сидело, и поэтому, в первую очередь, снести решили именно ее. Они знали, что в новом терминале находятся 93 бригада, отдельные батальоны 81-й бригады, знали, сколько там приблизительно человек, думаю, знали даже все наши позывные - вся информация шла через закодированные рации...
«Количество погибших неизвестно»
Первый большой взрыв в новом терминале произошел 19 января. На тот момент ротация в аэропорту не проходила уже несколько недель, но, несмотря на это, настрой у всех был боевой, отступать даже в мыслях ни у кого не было. Сепары, как и во всех остальных точках наших столкновений в АТО, в аэропорту поступили крайне подло: взрывчатку они заложили снизу, с подвала терминала, так что те, кто находился на первом-втором этажах, от взрывной волны провалились вниз. Всех накрыло бетонными перекрытиями.
О произошедшем узнало командование. Чтобы вывезти раненных из-под завалов, в ночь на 20-е января выдвинулось три группы из 93-й и 81-й бригад. Ребята не шли на боевое, сепары об этом могли, опять-таки, узнать по закодированной рации...Но для них не оказалось ничего святого: как только подмога зашла на территорию аэропорта (из-за сильного тумана наши военные попали, сначала, в одно из технических помещений, а не в терминал) - их стали обстреливать. Одну машину МТЛБ (легко бронированный тягач) мы сразу же потеряли. Бой завязался часа на четыре. Что из этого вышло - вы уже знаете: по озвученным в СМИ данным, шесть человек погибло, более десяти - попали в плен. Чтобы вытащить раненных на помощь также подъехала колонна 79-й николаевской бригады. Ребят, как и наших пацанов, стали жестко обстреливать, у них появились раненные, пришлось отступить.
Те, кто выжил под завалами, как бы сказочно это не звучало, 21 и 22 января выходили с нового терминала пешком. Ложились на животы, ползли, прятались, бежали - делали все, чтобы спастись. Счет тех, кто смог самостоятельно выбраться из-под завалов, идет на десятки. Посчитать, сколько точно наших погибло в терминале, сейчас не представляется возможным. Те, кто сам выбрался из ада, говорят: «Многим поотбивало конечности, пробило головы. Они не могли идти, умирали, истекая кровью. А еще некоторые тяжело раненные умоляли, чтобы их пристрелили».
Сложно предположить, сколько там до сих пор парней. По нашим подсчетам, под завалами в новом терминале до сих пор находится более ста погибших и тяжело раненных.
Владимир Бучельников