Как и в ноябре 2013, в конце этого года прошел саммит Евросоюза. Он проходил в стольном граде ЕС под названием Брюссель и был свободен от заискивающих соискателей-кандидатов в еврочлены. Самому назойливому из них было прямо заявлено, что «присутствие…украинского президента на брюссельском саммите ЕС…в данный момент нежелательно…». Восточное партнерство отодвинуто в уголок и потихоньку покрывается пылью по мере проявления новых еврозабот.
Присутствие Януковича В. Ф. на вильнюсском саммите ЕС в ноябре 2013 было очень даже желательно. Не смотря на его опасения подписывать ассоциацию во вред собственной стране и неожиданную твердость в подобных заблуждениях. Так зазывали в Литву последнего тирана Украины, что совсем запамятовали о его скверных качествах и опасных тенденциях, о смутном прошлом и авторитарном настоящем. Жали руки, беседовали в кулуарах, убеждали, угрожали и уговаривали оставить автограф под мертворожденным документом. В итоге добились тысяч смертей не документов, но людей. Добились экономической катастрофы под собственным боком и ввиду своего непосредственного соучастия. Добились необходимости огораживать собственное благополучие от самостийного натиска несбыточных надежд.
Так что визит Порошенко П. А. на европейский саммит стал публично нежелательным. И это после громогласной овации в Конгрессе США и аналогичного приема в польском Сейме! Это после подписания всевозможных ассоциаций, после полной сдачи суверенитета в комбинированное управление западным «партнерам»! После приглашения иноземных варягов в ключевые министерства экономического блока! После готовности носить за всем Евросоюзом письменные принадлежности и предметы туалета! Обидно, да – ничего ж еще не сделал, только в лакейскую вошел…
«Уезжали б вы отсель – в этот…как его…в Брусcель! Раз такая происходит, понимаешь, карусель!», как совершенно справедливо писал в своей сказке об удалом стрельце Л. Филатов.
Рад был Петр Алексеевич поехать в Брюссель, дабы с молодецкой удалью «настрелять» еще миллиардов 10-20 кредитной помощи под грабительские проценты. Спасение (личных предприятий, бизнеса и банков) родного государства от мельтешащей кризисной карусели требует расширения финансовых возможностей. Тем более что сам Евросоюз выступил гарантом возвращения газовых долгов восточному соседу. 24 декабря как раз пришлось перечислить 1.65 млрд. $ Газпрому, и еще полмиллиарда необходимы для предоплаты поставок топлива в месяцы лютых морозов. Но ЕС отказал – как в визите, так и в деньгах. Оформив отказ в форму циничной многоходовой насмешки из уст своих высших чиновников.
Сначала еврокомиссар по дипломатическим делам г-жа Ф. Могерини объявила киевским властям о необходимости сначала провести реформы и преобразования, а уж потом ожидать финансовой помощи. Даже в оговоренных объемах, не говоря уже о дополнительных пожеланиях.
Потом глава Еврокомиссии г-н Ж.-К. Юнкер заявил, что кредитных излишков для Украины в единой Европе нет. Вне зависимости от успешности проведенных реформ и преобразований.
Далее председатель Европейского Совета г-н Д. Туск возвестил о возможности скорейших траншей в звонкой монете и твердой валюте! Причем немедленно, еще до новогодних праздников!
После чего выяснилось, что новогодние праздники в Европе начинаются буквально через два дня после оптимистичных заявлений Дональда Туска. И для получения денег на реформаторские преобразования таки придется подождать до (третьего пришествия Януковича во власть) особого распоряжения из брюссельских кабинетов. Причем сей окончательный вердикт был озвучен анонимным бюрократом. Что в плане расплывчатой аморфности институтов евроинтеграции весьма символично.
Cаммит Евросоюза принял новый пакет санкций против…Украины. С точки зрения юридической казуистики очередной набор санкционных мер подлежит именно такой трактовке. Потому что санкции были введены против Крыма, против инвестиций, торговли, промышленного сотрудничества, против круизных и туристических визитов из ЕС на полуостров. Который сам ЕС с упорством, достойным лучшего применения, называет «неотъемлемой частью Украины». Стало быть, и санкции введены против Украины, раз под их ударом оказалась ее «неотъемлемая часть».
Практическое же значение новых антикрымских мер ничтожно и скорее носит демонстрационный характер «Ще не вмерла санкций мера» Еще с весны этого года контакты нового субъекта Российской Федерации с ЕС минимальны и эпизодичны. Инвестиций из Европы в Крыму не видели за все 23 года пребывания под украинской юрисдикцией, переживут их отсутствие и после возвращения на Родину. За один неполный 2014 год в Крыму уже построено больше, чем за два предыдущих десятилетия. Построено, улучшено, модернизировано и повышено без участия ЕС – от автомобильных дорог до минимальных пенсий. К чему приводят реформистские конвульсии под европейскую диктовку, можно увидеть по другую сторону от Перекопа.
А в Крым начали летать турецкие самолеты и швартоваться турецкие круизные корабли. Индусы решили принять участие в постройке, оснащении и обслуживании фармацевтического завода. Общий объем иностранных инвестиций в Крым оценивается в сотни миллионов долларов только в ближайшие годы. Атлантическое сообщество не обладает монополией на цивилизованность, сотрудничество и торгово-экономические связи.
Главный итог прошедшего саммита ЕС связан с энергетической политикой Брюсселя. С 1 по 18 декабря прошло достаточно времени, дабы понять – Россия не шутила с переносом газопровода Южный Поток от болгарских берегов к турецким. Газпром не шутил со своим отходом от попыток обойти дискриминационные энергетические законы, приводящие к финансированию конкурентов. Кремль не шутил в стратегии «азиатского разворота» углеводородных поставок. Экспресс-визиты еврочиновников в Анкару закончились ничем, ибо в качестве даров волхвы Брюсселя захватили с собой невнятные обещания. Ожидая только за их озвучивание многомиллиардные преференции и пандемию санкций при собственном иммунитете к ним. Не получилось, бывает. Поэтому борьбу с «энергетическим диктатом России» решено перенести внутрь Европы. Бей своих, пусть чужие задумаются.
Двигаясь в привычных рамках бюрократического дискурса, Брюссель намерен воссоздать ЕЭС. Данная аббревиатура означает не возвращение единой Европы в границы времен холодной войны. А расшифровывается как Единый Энергетический Союз. Создаваемый в рамках властных евроинститутов для обеспечения безопасности топливных поставок, отслеживания их экологической безупречности, внимания к возобновляемым источникам ресурсов и т. д. Главная задача ЕЭС – интеграция национальных энергетических рынков под единым управляющим началом ЕС.
В связи с необходимостью европейской борьбы с монополиями данная европейская организация будет обладать монопольным правом приобретать российский газ. И распределять его между потребителями Европы, в том числе между крупными наднациональными компаниями. Такими как Eni, EON или BASF. Брюссель одновременно обвиняет Газпром в политическом давлении на своих подопечных и жаждет прибрать «давилку» в собственные руки. Не зря диалектику изобрели в Европе.
По нынешней схеме поставок российского газа государства и отдельные компании заключают договора самостоятельно. Их условия могут сильно отличаться друг от друга – скажем, Польше наш газ обходится дороже 500 $ за тысячу кубометров, а Германии он стоит мене 340 долларов. Но даже базовая цена и схема расчетов закрыты от ЕС: постфактум оглашается стоимость топлива за квартал. Это связано с целым комплексом взаимосвязанных обстоятельств – транзитом, использованием внутренних сетей и участия в продажах конечному потребителю, допуску к ПХГ и условиям этого допуска, объему поставок и актуальности принципа «бери или плати» и т.д. Ряд контрактов имеет долгосрочную основу – например, Словакия имеет соглашение с Газпромом до 2029 года. Как на поставки, так и на транзит.
Теперь новый глава Европейского Совета, поставщик новогодних обещаний г-н Д. Туск предлагает и активно продвигает идею ЕЭС. Дабы закупать российский газ оптом (оптом вроде как должно быть дешевле) и дальше самостоятельно рулить голубыми потоками. В таком случае Брюссель получит мощный инструмент энергетического воздействия – причем не столько на Россию, сколько на потребителей российского газа. То есть на самих участников ЕС.
Газпром обеспечивает Европе около трети всех потребностей в летучих и теплотворных углеводородах (в 2013 году – почти 162 млрд. м3). Данная картина сохранится как минимум до 2020 года. Все российско-европейские переговоры с по закупкам топлива сведутся к стоимости газа, к его минимальным и сверхплановым объемам, к сезонным колебаниям потребностей и т. д. То есть будут касаться технических моментов.
Распределение же внутри Евросоюза станет политической демонстрацией европейского единства. Показателем забвения провалов с шантажом Южного потока, стремлением перебить его послевкусие обещанием будущих сладостей.
Правда, при оценке потребностей какой-нибудь условной Македонии или Словении ЕС с ЕЭС могут ошибиться. Мудрено из единого центра четко спрогнозировать нужды 28 участников. Но всегда можно докупить газ в сжиженном виде, пусть и двукратно дороже. Если на рынке найдутся свободные объемы. Если в дефицитную страну протянут газопроводы согласно собственным законам «Оставь 50 % прокачивающих мощностей чужому дяде». Если не возникнет проблем с финансированием срочных поставок. Но будущая диверсификация энергетики стоит подобных рисков. По крайней мере, в этом уверен Брюссель.
Еще в ноябре глава Газпрома обрисовал новую схему работы компании на европейском рынке следующим образом:
«Если покупатель не хочет доставки товара на дом, тогда надо одеться и идти в магазин…а зимой следует одеться потеплее…можно взять с собой пакет, в том числе и Третий энергетический: самое главное, чтобы он не оказался пустым».
Продажа российского газа на границе с ЕС избавляет РФ от дискриминации номерных законов. Доставкой топлива «на дом» могут заняться новые структуры европейских бюрократов. Только одеваться, закупать, доставлять и перепродавать они будут за счет самих европейцев. Если маршрут обхода клиентов будет скверно оптимизирован, то кому-нибудь придется лицезреть днище пустого энергопакета. Что ж, интеграция требует жертв.
Процесс борьбы за перераспределение доходов от поставок российского газа в Европу уже запущен. И Брюссель находится в первых паразитических рядах. Новообращенные кандидаты потерпят отключения света, перебои с теплом и нищету с безработицей на пороге реформаторских преобразований. Обещания кредитных подачек того стоят.
Даша Гасанова