27 ноября, в первый день работы Верховной Рады, пять фракций должны подписать коалиционное соглашение, которому отводится роль публичной программы действий парламентского большинства и его частей.
Однако ключевое слово здесь — «публичная», что в нашей политике равно словам «рекламная» и «популистская». Реальные цели и планы действий всегда остаются за кулисами.
Блок Порошенко
Основная цель президентской фракции в парламенте — обеспечить подконтрольность всей системы власти Петру Порошенко. Эта цель стояла перед партией еще накануне выборов, однако их результаты вынудили корректировать планы, вновь вступив в брак по расчету с «Народным фронтом». Однако глобальная цель не меняется.
На первом этапе президенту необходимо получение численного большинства в правительстве при одновременном ослаблении в нем позиций Арсения Яценюка. При этом получить 50% + 1 голос оказалось проще, чем вырвать у премьера две ключевые позиции — МВД и Минюст. Борьба вокруг этих двух постов велась ожесточенная, но, в конечном счете Порошенко пришлось уступить — министром юстиции остается друг юности Яценюка Петренко, а министром внутренних дел — Аваков.
В тему Порошенко озвучил свои сроки формирования нового Кабмина
На втором этапе задачей БПП является создание теневого большинства, которое может превратиться в новое большинство в случае возможного правительственного кризиса и распада коалиции (а в условиях тяжелейшей экономической ситуации это вполне вероятно). Задача не такая уж и сложная, учитывая тот факт, что «Оппозиционный блок» (Левочкин и Ахметов) и группа Игоря Еремеева готовы подставить плечо президенту, в это же объединение без проблем войдут радикалы Олега Ляшко и группа Виталия Хомутынника. Вместе этот «коктейль» — минимум 250 голосов.
«Народный фронт»
Основная задача Яценюка — удержать позиции, занятые им и его союзниками сразу после победы Майдана. МВД важно с точки зрения сохранения контроля над добровольческими батальонами, как говорят в кулуарах, уже сыгравшими свою роль в волнениях 14 октября возле Рады и ставшими предупреждением президенту. Минюст важен как инструмент контроля и влияния: без регистрации в ведомстве Петренко любое постановление Кабмина или министерства будет недействительным.
Основная же цель премьера — сохранить за собой и своими союзниками все рычаги влияния на экономику. В этом случае НФ будет главным центром притяжения для групп мажоритарщиков и просто внефракционных, заинтересованных в бюджетных потоках, что гарантирует срыв президентских планов по выдавливанию Яценюка из власти.
Как запасной вариант в планах Яценюка наверняка присутствует и антипрезидентская коалиция, но ее шансы при нынешних раскладах минимальны: у НФ отсутствует возможность договориться с «Оппозиционным блоком» и радикалами Ляшко и очень слабые шансы на договоренность с группой Еремеева. А все они вместе с БПП — больше половины парламента.
«Самопомощь»
Основная задача Андрея Садового — максимально дистанциироваться от правительства, чтобы сохранить за собой свободу рук и иметь возможность одним информвыстрелом убить двух властных «зайцев». Эта задача исходит из глобальной цели львовского мэра — сделать свою политсилу номером один, а себя — президентом. Правда, задача-максимум не исключает задачи-минимум: за участие в коалиции «Самопомощь» все-таки получит квоту во власти, но заполнит ее не своими людьми, а людьми близкого к ней Игоря Коломойского, — естественно, при условии лояльного отношения к интересам Садового и его галицких соратников.
Радикальная партия
Будучи в значительной степени проектом Сергея Левочкина и Рината Ахметова, РПЛ играет роль их руки в майдановской коалиции. И, соответственно, радикалы будут интересы этих групп защищать. Поэтому вполне вероятно вхождение представителей РПЛ в правительство и госструктуры. Однако в целом задачи партии совпадают с задачами Левочкина, которые, в свою очередь, совпадают с интересами Порошенко, — это дискредитация Яценюка с целью выдавливания НФ из коалиции. В случае достижения результата роли РПЛ и «Оппозиционного блока» во власти станут намного значительнее.
«Батькивщина»
Партия Юлии Тимошенко в коалиции — пятое колесо. БПП и НФ не могли не позвать ее, а она не могла отказаться. Патовая ситуация сводится к тому, что Тимошенко вряд ли получит какие-либо хлебные места во власти, но зато ее руки останутся развязанными для выполнения основной задачи — роли непримиримой оппозиции внутри коалиции. Цель Тимошенко та же, что и у Садового — убийство обоих властных «зайцев» и возвращение на гребень политической волны.
Кресла КПУ предлагают освятить
Схема рассадки фракций в сессионном зале Рады согласована на 90%. Блок Петра Порошенко (132 депутата: 63 по списку и 69 мажоритарных, в т. ч. пожелавших примкнуть к политсиле) займет те же места, где раньше сидел УДАР, и часть сектора ближе к центру зала — сейчас там «болото» из центристов. Также БПП отдадут галерку «Свободы». «Народный фронт» Арсения Яценюка (64 по списку и 18 мажоритарных) усядется на места, где сегодня сидит «Батькивщина», — по количеству людей фракция примерно такая же. Сама политсила Тимошенко, недобравшая три четверти штыков (всего 19 человек), сядет неподалеку, в центральной части зала, ближе к ложе прессы. Места недалеко от балкона — в прямой зоне внимания журналистов — отдали «Оппозиционному блоку» (27 по списку и 2 мажоритарщика). Впрочем, есть в этом и свой плюс — там более быстрый Wi-Fi благодаря соседству с ложей прессы.
Тем временем Яценюк пожертвовал креслом Турчинова
«Часть бывших владений регионалов, места, где сидели Нестор Шуфрич и Анна Герман, отдадут Радикальной партии и „Самопомощи“ (22 и 33 человека соответственно. — Авт.). Вот из-за них схему рассадки пока и не могут согласовать: они не могут решить, кто из них будет сидеть ближе к трибуне, кто дальше», — сказал «Вестям» нардеп Валерий Пацкан из БПП. Торг идет. «С одной стороны, не хочется сидеть на местах, которые более 20 лет занимали депутаты от Компартии. Ну плохое там расположение, и мы, национал-демократы, визуально оказываемся как бы в „левом“ идеологически секторе, — сказал „Вестям“ один из депутатов от „Самопомощи“. — С другой стороны, хочется быть ближе, влиять на события, а это значит сесть у трибуны спикера».
По словам нардепа Павла Розенко, на местах КПУ не сиделось даже «Оппозиционному блоку», который, видимо, решил идеологически отстроиться от имиджа Партии регионов. «На те кресла мало желающих, но кому-то там сидеть придется. Пусть священника вызовут, что ли, освятить сектор», — сыронизировал Розенко. «От расстановки кресел эффективность не меняется. Где сидеть, мне все равно — лишь бы не в кресле какого-нибудь одиозного политика», — сказал нам оппозиционер Игорь Шурма.
Источник