Беларусь — Украина-ЕС. Работа по ситуации
Трудный путь на Запад
Понятно, что для Беларуси вопрос о подобной ассоциации при нынешнем политическом режиме не актуален.
В заявлении же Рады по поводу ратификации соглашения говорится, что парламент рассматривает его «не только как стимулирующий фактор для осуществления дальнейших реформ на Украине, но и как очередной шаг на пути к достижению конечной цели европейской интеграции - приобретению полноправного членства в Европейском союзе».
Цель, конечно, благородная. В то же время нет сомнений, что достижение ее легким не будет. И не только по причине сепаратизма на юго-востоке.
Чуть ранее Киев, Москва и Брюссель согласовали компромиссный вариант реализации соглашения, который, по идее, позволит Украине пользоваться действующим в рамках СНГ режимом беспошлинной торговли как минимум до конца 2015 года. До тех пор европейский экспорт в Украину, как и сейчас, будет облагаться пошлинами, в то время как украинские товары будут идти на европейский рынок беспошлинно.
При этом Москва пригрозила, что применит защитные меры, если эта договоренность будет нарушена. А с учетом фактической оккупации части Донецкой и Луганской областей вполне можно допустить, что Кремль не остановится и перед масштабным вооруженным вторжением в бывшую братскую страну.
На первый взгляд может создаться впечатление, что процесс европейской интеграции Украины вернулся к положению, имевшему место после прошлогоднего вильнюсского саммита «Восточного партнерства». Тогда, напомним, Виктор Янукович под давлением Москвы отказался подписывать, казалось бы, уже полностью согласованный документ, что привело к Майдану и всем его последствиям.
Напрашивается вопрос: а имели ли вообще в таком случае смысл события, приведшие к многочисленным жертвам, появлению сотен тысяч беженцев и нанесению огромного материального ущерба? Неужели нельзя было сразу же пойти по тому пути, по которому стороны двигаются сейчас?
Момент истины в отношениях с Кремлем
Гипотетически, наверное, было можно изначально пойти путем компромисса в переговорах об ассоциации Украины с ЕС, правда, трудно сказать, как повел бы себя Янукович.
Так или иначе, прошлогодняя ноябрьская и сегодняшняя ситуации выглядят сходными только чисто внешне. На самом же деле они различаются радикально.
Самое главное, как представляется, то, что мировому сообществу, и в первую очередь Западу, окончательно открылось истинное лицо российского руководства, оказавшегося способным для достижения собственных целей пойти на нарушение любых международно-правовых норм.
И хотя теперь Вашингтону и Брюсселю неизбежно придется принимать во внимание это обстоятельство, крайне маловероятно, что они согласятся с ним мириться. Как следствие, объединенная Европа и Соединенные Штаты будут стремиться по возможности ограничивать свое взаимодействие с Россией во всех сферах.
Разумеется, происходить это будет постепенно. Во-первых, в силу экономических связей, разорвать которые в одночасье невозможно. Во-вторых, чтобы не давать Кремлю оснований в очередной раз проявить свой буйный нрав.
В итоге Россия либо будет вынуждена играть по общим правилам, либо окажется в глубокой изоляции, либо станет диктовать свои условия, как минимум, на постсоветском пространстве.
Минск будет смотреть по ситуации
Белорусских граждан, естественно, прежде всего интересует, как усиливающееся противостояние соседних субъектов мировой политики скажется на нашей стране и сможет ли она хоть в какой-то степени влиять на свое будущее.
Увы, положительного ответа на этот вопрос не просматривается. Так, очевидно, что при последнем из упомянутых выше вариантов сближение с Россией может плавно перейти в инкорпорацию.
В случае попадания Москвы в изоляцию при сохранении тесных связей с ней выживать нашей стране также будет чрезвычайно сложно. А на иное рассчитывать едва ли приходится.
Пожалуй, единственным более или менее приемлемым исходом является возвращение России в правовое поле, что, однако, вряд ли реально при существующих там имперских настроениях.
Впрочем, это дела достаточно отдаленного будущего. Пока же белорусские власти, скорее всего, будут пытаться усидеть на нескольких стульях. Для этого будут использоваться как тесные связи с Кремлем, так и неплохие отношения с Киевом. Будет также продолжено стремление по возможности смягчить противостояние на западном направлении, но без значительных уступок.
Во всяком случае, о сохранении конструктивных отношений с Москвой говорит выделение ею очередного государственного кредита в полтора миллиарда долларов.
О тенденциях на украинском направлении дает представление, в частности, тот факт, что Беларусь выразила готовность помочь Киеву урегулировать вопрос со снятием ветеринарных запретов на поставки мясомолочной продукции в государства Таможенного союза, но в обмен на расширение списка белорусских предприятий, поставляющих такую же продукцию в Украину.
В последнее время было также немало примеров, подтверждающих желание Минска как-то выправить отношения с Западом.
Тем не менее, в целом в ближайшее время поведение Беларуси на внешнеполитической арене, похоже, будет лишь ситуативным. И потому - весьма зависимым от поведения крупных игроков, прежде всего Кремля.
Источник: naviny.by