Китайский технологический гигант освобождается от американских пут и перерождается в глобальную компанию
На минувшей неделе основатель и гендиректор китайской компании Хуавэй Жэнь Чжэнфэй в очень эмоциональной речи предупредил своих сотрудников, что компания находится «между жизнью и смертью». Звучит апокалиптично. Однако следует понимать, что китайский язык наполнен двойными смыслами, а китайская философия и менталитет воспринимает эти два понятия не так, как на Западе. Жизнь и смерть — это две составляющие одного процесса. Или два состояния на вечном пути перерождения. Также как кризис по-китайски, далеко не конец света, а исходный момент дальнейшего развития, точка развязки и нового движения.
Именно поэтому в этот «предсмертный час», глава Хуавэй призвал сотрудников, особенно недозагруженных работой не унывать, а войти в «группы спецназначения» и сконцентрироваться на новых проектах компании, иначе им грозит сокращение зарплаты или увольнение. «Мы должны провести реорганизацию в суровых и сложных условиях, создав непобедимую железную армию, которая поможет нам победить», — заявил глава Хуавэй. При этом Жэнь Чжэнфэй уверен, что его компания будет процветать, действия США не нанесут ей значительный урон, а наоборот стратегически полезны для Хуавэй. «Теперь наша компания может в большей степени сосредоточиться на наиболее конкурентоспособной продукции», — пояснил Чжэнфэй, добавив, что Хуавэй может преуспевать, не полагаясь на американские компании.
Напомним, атака на китайский технологический гигант началась 1 декабря 2018 года, когда в аэропорту канадского Ванкувера по запросу США была задержана финдиректор Хуавэй Мэн Ваньчжоу, приходящаяся дочерью главе компании. Поводом к задержанию стало то, что Хуавэй ослушавшись повеления «вашингтонского обкома» посмела вести дела с Ираном вопреки американским санкциям. Американцы утверждают, что якобы Мэн, как финансовый директор лично ответственна за транзакции в Иран через английские и французские банки. Что здесь такого, спросит читатель, ведь это обычный бизнес? Но иначе думают в США.
Уже тогда было ясно, что задержание Мэн — лишь предлог для объявления войны китайскому технологическому гиганту, естественным образом оказавшегося на переднем крае глобальной войны США против Китая, цель которой — остановить бурное экономическое и технологическое развитие Поднебесной. Конкурента хотят сбить на взлете.
В мае 2019 года Хуавэй и 70 дочерних предприятий попали в черный список американского минторга. О прекращении сотрудничества с китайской компанией объявили ряд крупнейших американских технологических предприятий, включая Intel и Google.
В конце июня лидеры США и Китая Дональд Трамп и Си Цзиньпин на саммите G20 вроде бы договорились о перемирии, одним из пунктов которого было снятие запрета на сотрудничество с Huawei для американских компаний. Однако американцы уже на следующий день нарушили соглашение. После этого стало известно, что власти США решили пока не выдавать лицензии американским компаниям на работу с китайским контрагентом.
В этом контексте выступление главы Хуавэй выглядит вовсе не как крик утопающего, а звучит как ответ на объявление войны, вступление в которую китайская компания всячески оттягивала. Но теперь принимает вызов.
Подтверждая эту мысль, чуть позже официальный представитель Хуавэй заявил, что китайский телекоммуникационный гигант полностью готов к работе в условиях санкционного давления США, а влияние ограничительных мер оказалось меньшим, чем ожидалось в июне. По предварительным оценкам, компания потеряет от санкций 10 млрд. долларов. Смертельно ли это для бизнеса с годовым доходом в 109 млрд. долларов? Конечно, нет. К тому же, как это ни странно, продажи смартфонов Хуавэй в первом полугодии 2019 года выросли на 24 процента, до 118 млн гаджетов. Исторический рекорд.
Сразу же после объявления американцами войны китайской компании, выяснилось, что Хуавэй к битве готовилась. В ответ на отлучение от американских операционных систем, Хуавэй презентовала собственные разработки, в частности для смартфонов — HarmonyOS. А не так давно продемонстрировала новый процессор Ascend 910, оснащенный технологиями искусственного интеллекта. При этот китайцы ведут себя очень осторожно, подчеркивая, что до последнего будут рассчитывать на кооперацию с американскими компаниями, с которыми работают уже многие годы.
Но не стоит сомневаться: альтернативы американским технологиям и комплектующим будут появляться как грибы после летнего дождя, которым стал для китайцев холодный душ, пролитый из Вашингтона. Как следует из заявлений представителей Хуавэй, разработки идут полным ходом, по всем направлениям и лишь активизируются после заявления главы компании «о жизни и смерти». Мало кто знает, что в прошлом году Хуавэй выделила на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) 35 млрд. долларов. Для сравнения: аналогичные траты Apple составили 14 млрд. долларов.
Это в какой-то мере иллюстрирует обвинения в кражах технологий, которые постоянно звучат из Вашингтона без конкретных доказательств и фактов.
По этому поводу очень точно и емко выразился новый Посол КНР в России Чжан Ханьхуэй: «Технологиями, которые есть сегодня в Китае, Америка просто не располагает. Как мы можем воровать то, чего в США нет или что появится только завтра?». Действительно, Хуавэй является признанным лидером, например, в разработке и внедрении технологии передачи данных 5G.
Понятно, что для Вашингтона, который задумал силой сломать Хуавэй и в целом затормозить развитие Китая, это не аргумент. Но в ответ на ограничительные и протекционистские действия США китайский гигант действует в противоположном направлении. Мы можем в этом убедиться воочию.
В 2018 году Хуавэй увеличила выручку в России более чем вдвое, до 132,2 млрд рублей (у российской «дочки» Apple этот показатель вырос на 30%, до 197,2 млрд). Кроме того, в 2018 году Хуавэй заняла второе по продажам смартфонов в России, вытеснив Apple на третью позицию.
Известно, что китайский гигант ведет активные переговоры с российскими партнерами с тем, чтобы расширить продажи, углубить технологическую кооперацию. Речь идет и о совместных разработках операционных систем и об использовании российских приложений. Последняя новость: Хуавэй резко расширяет свое российское представительство и подыскивает второй офис в Москве. До 2024 года компания намерена увеличить свой штат сотрудников в России в 4 раза и нанять около 1,5 тыс. человек. Так что это и наш шанс выиграть маленькое сражение в этой чужой войне, одновременно поддержав партнера.
Тем временем президент США заявляет: «Наша страна уже потеряла за многие годы по глупости триллионы долларов из-за Китая. Они крали нашу интеллектуальную собственность стоимостью сотни миллиардов долларов в год, и они намерены продолжать. Я этого не допущу! Нам Китай не нужен, и честно говоря, нам без него будет намного лучше… Наши великие американские компании отныне обязаны начать искать альтернативу Китаю, в том числе вернуть производство домой и производить свои товары в США». Эти слова тут же обрушили котировки акций крупнейших американских компаний, большинство из которых так или иначе зарабатывают на Китае.
Господин Трамп, по-видимому, не очень хорошо осведомлен, что, например, почти все смартфоны Apple производятся в Китае на американских или совместных предприятиях, расположенных в специальных зонах с льготным налогообложением. На этих заводах работают китайцы, получающие умеренную по американским меркам зарплату. При этом часть комплектующих для гаджетов завозятся из США, а потом туда же сбывается готовая продукция: до некоторых пор без пошлин и таможенных тарифов. Потому-то «яблочную продукцию» так хорошо покупали по всему миру. Если же перенести все это производство в США, Apple очень скоро станет игрушкой для избранных с соответствующим сокращением рынка. Впрочем, этот рынок уже сузился после призыва китайцев не покупать американское. И если Трамп вознамерился отгородиться от мира торговыми пошлинами, то он может ошибиться в своих расчетах. Рынок США, включая малолетних детей и глубоких стариков как минимум в 4 раза меньше китайского. Даже если Китай аналогично решил бы ответить самоизоляцией, его резервы для развития намного превышают американские. Но Китай это делать не намерен, он принципиальный противник протекционизма и торговых ограничений. Как бы президент США не выстрелил себе в ногу, не дотянув до собственного переизбрания.
Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель «Труда».