Нефтедобывающие компании США уже столкнулись с серьезными проблемами, и рискуют угодить в новую ловушку. Об этом в понедельник, 22 августа, сообщил Business Insider.
На первом этапе, из-за обвального падения котировок на «черное золото», американские нефтяники сильно влезли в долги. Как отмечает издание, это привело «к заражению» других секторов экономики США. Но, как оказалось, на горизонте «нефтянку» ждет еще более грозная проблема — пенсии.
По данным Citigroup, между активами пенсионных фондов и пенсионными обязательствами американских нефтяных корпораций в 2015 году имелся разрыв в $ 376 млрд. Это «представляет серьезную проблему», утверждают аналитики.
Плохая новость для энергетического сектора США заключается в том, что среди недофинансируемых фирм больше всего капиталоемких компаний, пенсионные планы которых предусматривают установленные выплаты. В Citigroup отмечают, что все десять секторов индекса S&P 500 недофинансированы, при этом энергетический сектор является наиболее проблемным.
О том, что американская «нефтянка» в долгах как в шелках, было известно и раньше. В начале августа Bloomberg сообщил, что с 2014 года нефтяные компании США удвоили совокупные долги до $ 138 млрд.
Так, прибыль Exxon по итогам II квартала 2016 года упала на 59%. Chevron, еще одна нефтяная компания США, получила во II квартале $ 1,47 млрд. чистого убытка, и сообщила о долге в $ 45 млрд (в конце 2015-го долг не превышал $ 38,5 млрд.) При этом денежный поток Chevron от операций упал с $ 9,5 млрд. до $ 3,7 млрд., а капитальные затраты снизились с $ 17,3 млрд. до $ 12 млрд.
Прибыль BP упала с $ 1,3 млрд. до $ 720 млн., а долг увеличился с $ 24,8 млрд. до $ 30,9 млрд.
Задолженность Royal Dutch Shell выросла до $ 75 млрд. по сравнению с $ 26,6 млрд. в конце 2015 года.
Причем, как отметил Bloomberg, крупные нефтяные компании США, вероятно, еще больше увеличат долги, так как нефтяные цены до сих пор находятся в диапазоне $ 40−45 за баррель.
В таких условиях выплата долга пенсионерам в $ 376 млрд. может оказаться для американской «нефтянки» непосильным бременем.
Что ждет нефтяную отрасль США, станет ли ее обвал детонатором, который вызовет новую волну мирового экономического кризиса?
— Проблема американской «нефтянки» — это производная от общего состояния экономики США, — считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
— Напомню, по оценке Международного валютного фонда (МВФ) госдолг США уже сейчас превышает 100% ВВП (в номинальном выражении госдолг еще в феврале перевалил за $ 19 трлн.), а по итогам 2016 года ожидается на уровне 105,1%.
Если же подсчитать все американские долги, в том числе долги корпораций перед будущими пенсионерами, цифра получится вообще запредельная — около $ 50 трлн.
Это катастрофическая ситуация. И она усугубляется тем, что современные пенсионеры в Америке уходят на «заслуженный отдых», будучи обремененными долгами. Это следствие многолетней политики нулевых процентных ставок. Низкая ставка позволяла американцам брать огромные ипотечные кредиты, и эти кредиты раздували пузырь недвижимости. В итоге «счастливчиков», которые не успевают выплатить ипотеку до пенсии, в США хватает с избытком.
По сути, эти кредиты «завязаны» лишь на пенсии. Между тем, американские пенсионные фонды имеют колоссальные дыры в своих бюджетах.
В условиях нулевых ставок надежные облигации дают мизерный доход. Поэтому пенсионные фонды предпочитали вкладываться в высокодоходные ипотечные облигации. После кризиса 2008 года, когда в США лопнул ипотечный пузырь, значительная часть этих вложений бесследно растворилась. В результате, по оценке Financial Times, пенсионная система США получила дыру как минимум в $ 3,4 трлн. Это опасная пробоина даже для американской экономики.
Получается, что сейчас США не могут выполнить обязательств перед пенсионерами. Выходы из этой ситуации известны: повышение возраста выхода на пенсию, либо сокращение размеров пенсионных выплат.
— В «нефтянке» эта проблема более заметна?
— Да, поскольку ситуация в этом секторе американской экономики далеко не радужная. При нынешних ценах на нефть, даже с учетом их роста за последний год, очень немного проектов на территории США имеют хотя бы нулевую рентабельность. В основном, это убыточные проекты, особенно сланцевые.
Раньше нефтяники справлялись с ситуацией, набирая новые кредиты, и закрывая ими старые. Но сейчас делать это становится все сложнее, поскольку ком задолженности нарастает.
Часть нефтяных американских корпораций пытается продавать активы. Но даже при том, что активы предлагают задешево, желающих приобрести их очень немного. Все понимают, что такие активы в ближайшее время будут приносить одни убытки. Да, рано или поздно дойдет и до прибыли, но до этого времени нужно еще дожить.
Даже если цена на нефть резко вырастет в ближайшее время, ком задолженности многих погубит. Ведь это не только проблема нефтяных корпораций, но и банков, которые давали нефтяникам деньги, и страховых компаний, которые страховали эти кредиты.
— Может ли правительство США решить эту проблему, поддержав нефтяников?
— Американское правительство не может вечно поддерживать должников, потому что само оно — крупный должник. За счет чего Белый дом поддержит нефтянку? За счет поднятия планки госдолга? Так ее и без того постоянно поднимают. Можно, конечно, довести размер госдолга США до 120% ВВП — но это путь в никуда.
— Как выглядит временной горизонт, когда экономика США подойдет к опасной черте?
— Все последнее десятилетие Америка хорошо жила только потому, что доллар является международной резервной валютой: печатают его в одной стране, а используется он по всему миру. Поэтому, как только будет существенное снижение потребности в долларах, вся эта экономика рухнет моментально.
Признаки надвигающегося кризиса налицо. На американском фондовом рынке стремительно надуваются новые пузыри — рост стоимости ряда компаний бьет рекорды, несмотря на то, что реального роста экономики не наблюдается, да и сами компании не показывают рост прибыли.
Думаю, весьма вероятно, что эти пузыри в обозримом будущем лопнут. Вопрос только в том, насколько глубоким будет новый кризис, и как американцы собираются из него выходить.
— Как из него можно выйти?
— Ряд экспертов в США уже открыто говорят, что было бы неплохо воспользоваться для преодоления кризиса рецептом 1990-х. Имеется в виду, что после развала СССР и Восточного блока огромные ресурсы этих стран потекли в Америку.
Нечто подобное могло бы повториться в будущем, если бы пал Китай — например, в ходе «оранжевой» революции, или в результате перерастания ее в гражданскую войну. Напомню, что одни только золотовалютные резервы Поднебесной превышают $ 3,3 трлн.
Думаю, именно такой сценарий был бы для Вашингтона идеальным.
— Если в Америке грянет кризис, как сильно пострадает Россия?
— Российская экономика ориентирована на экспорт жидких углеводородов, но цена на них вряд ли кардинально обвалится. С другой стороны, наши предприятия и банки довольно долго работают в режиме санкций, — в частности, не имея возможности брать кредиты на Западе, — и к этому режиму адаптировались.
Это значит, что хуже, чем сейчас, в России уже вряд ли будет. Так что к новой волне мирового кризиса мы более-менее готовы…
— Я бы крайне осторожно относился к информации о состоянии американской экономики, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— Нестабильная ситуация на мировом нефтяном рынке сопровождается различными информационными вбросами, которые позволяют спекулянтам ловить рыбку в мутной воде.
Неслучайно в мае на рынке нефтяных фьючерсов резко — в 2,3 раза — выросло количество так называемых коротких позиций. Это значит, что игроки готовы реагировать на любые новости, раскачивая рынок вверх-вниз. Эту же ситуацию мы видим и сегодня — едва ли не каждый информационный вброс обрастает домыслами.
На деле, ситуация в американской «нефтянке» не катастрофическая. Да, еще на начало 2016 года закредитованность энергетических корпораций США достигала планки $ 300 млрд., случались и банкротства. Однако надо понимать: уровень нефтяных цен в интервале $ 40−50 за баррель комфортен даже для сланцевой индустрии. Так, за последние несколько недель мы видим прирост в США числа буровых, и это важный индикатор: он сигнализирует о том, что «сланцы» возвращаются на рынок.
Кроме того, ряд американских нефтяных корпораций объявил, что пересматривает инвестиционные портфели, и будет, возможно, их увеличивать.
Получается, говорить, что американская «нефтянка» тянет вниз всю экономику США, пока явно преждевременно.
Другое дело, что ситуация в глобальной «нефтянке» стала куда сложнее, чем казалось еще несколько недель назад. Как показали недавние расчеты, среднее превышение предложения над спросом снова зашкаливает за 1 млн. баррелей нефти в сутки. Активно качают «черное золото» все — в первую очередь, Саудовская Аравия, Россия и США. В итоге может получиться, что цены на нефть снова уйдут вниз, и резкие колебания котировок будут сопровождать весь оставшейся 2016 год, и первую половину 2017 года.
Тем не менее, вряд ли пенсионные обязательства американских нефтяных корпораций сыграют роль триггера нового кризиса. Напомню, что дефицит пенсионных обязательств корпораций и банков Великобритании всего за один месяц — после референдума о выходе из ЕС — увеличится на 115 млрд. фунтов. И это не рассматривается как угроза для британской экономики. Думаю, «пенсионный» разрыв в $ 376 млрд. также не является критичным для экономики США — тем более, что речь идет о «длинных» деньгах…
Финобзор